Конкурсные показы на фестивале VOICES начались с фильма российского режиссера Татьяны Рахмановой «Королевство». В своей картине она обращается к остросоциальной теме – когда новоиспеченные выпускники детских домов остаются один на один с проблемами взрослой жизни.
Находясь в системе, ребята не научились самостоятельности и всему тому, что ребенок в семье осваивает на примере родителей или по их подсказке. Выпускники детских домов не знают, как правильно распорядится деньгами, поэтому зачастую спускают за неделю или несколько дней все средства, которые им выдаются на несколько месяцев; не знают иногда просто куда им идти, так как у них часто нет своего жилья или им нужно вернутся на четыре метра в квартиру родителей, лишенных родительских прав. В своем фильме «Королевство» Татьяна Рахманова показывает тот самый первый день после выпуска, когда компания ребят-детдомовцев, буквально опьянев от свободы, арендует коттедж и там устраивает вечеринку. После нее они понимают, что им не хочется расходиться – да и идти, собственно говоря, им некуда. Они боятся этой открывающейся перед ними неизвестности. И во второй день после истекшей оплаченной аренды они решили не выезжать. Они продолжают веселиться, упиваясь вседозволенностью, открывают для себя прописные истины, такие, как, например, бережное отношение к животным и друг к другу. В итоге они так заигрались, что этот коттедж стал для них неким королевством, крепостью, за которой начинается взрослая жизнь, но им еще хочется остаться в детстве.
Каждый из этих ребят в семье был бы другим, но здесь они такие – и самое верное определение самим себе дал Игорь: «Мы все повреждены духовно и телесно». Он, несмотря на свои ментальные нарушения, философ и интеллектуал, выживший в атмосфере детдома несмотря ни на что. И в чем-то он, как и все они, ребенок: хочет в свою обещанную квартиру, когда другие объясняют ему, что ее нет; собирает свои эмоции в дневник – туда, где фантик от любимой конфеты с красивыми лошадьми и мысли, которые ему оказались близки. Этот персонаж в истории получился самым ярким, наверно, потому что и сам Игорь в жизни именно такой: он не играет, а проживает свою роль. И этот дневник, как рассказала режиссер, – его реальная тетрадь, наследство из детского дома. Все эти ребята понимают друг друга как никто другой, у каждого есть своя мечта, и зрители, конечно, хотели бы, чтобы Игорь, Паха, Серёгин, Леха, Саша, Вика – все они нашли свое счастье. А пока они бросают вызов судьбе: финал открытый, они в «крепости» и ждут, что с ними будет дальше.
В этом фильме практически все исполнители ролей – это реальные выпускники детских домов из разных городов, за исключением двух молодых профессиональных актёров – Ивана Решетняка, сыгравшего Сашу, и Дарьи Кашириной, сыгравшей Олесю. Татьяна Рахманова продолжает следить за судьбами ее героев в жизни. Каждый из них нашел работу – кто-то на стройке, кто-то в магазине, но съемки в настоящем фильме, конечно, отразились на них, и почти все ребята мечтают стать профессиональными актерами.
«Королевство» — полнометражный дебют Татьяны Рахмановой, автора документальных и игровых короткометражных фильмов «Компот из вишни с косточкой», «Мой брат Бэтмен» и других. Фильм в Вологде на фестивале VOICES представили, помимо режиссера, продюсеры Мария Маевская и Валерия Мостовая.
Татьяна Рахманова рассказала, что почти пять лет работала над этой темой, изучала много различных документальных материалов: «Сам фильм основан на реальных событиях, интервью с ребятами из детских домов. Изначально он задумывался как социальная история, и таким остался, но сейчас мне кажется, что это про каждого из нас, про любого человека. У ребят после выхода из детского дома всегда присутствует растерянность перед этим миром. Когда я попала в фонд «Апрель», занимающимся воспитанниками детских домов, я узнала об этой проблеме – многие ребята провели в этих учреждениях всю жизнь, как и наши Игорь или Андрей, и потом наступает этот день, когда нужно покинуть детский дом, – это такой первый день свободы, который они должны как-то провести, при том, что за плечами только опыт из детского дома, а впереди жизнь в непонятном, неизвестном для них мире. И вот у них есть первый самый счастливый день, и они стараются прожить его на всю катушку».
«Королевство» – лауреат премий за «Лучший дебют» и «Лучшую операторскую работу» Фестиваля актуального российского кино «Маяк» (Геленджик, 2023).
5 июля на VOICES был представлен и второй конкурсный фильм – «Маятник» (18+), который снял режиссёр Сирил Шойблин (Швейцария, 2022). Фильм уже является лауреатом Берлинского кинофестиваля в номинации «Лучший режиссер» программы «Encounters» и вошел в ТОП-10 лучших фильмов 2023 года по мнению журнала «Кайе дю синема». Это историческая драма о путешествии Петра Кропоткина в Швейцарию, где он знакомится с участницей местного движения анархистских часовщиков.
6 июля зрители смогут посмотреть еще три фильма конкурсной программы фестиваля: «Угол наклона», «Пришелец» и «Цепной пёс».
Вся программа Фестиваля молодого кино VOICES по ссылке https://cultinfo.ru/news/2024/6/programma-festivalya-voices-2024
Теги: VOICES, фестиваль