У финно-угорского и славянского населения в древности существовала культовая деревянная скульптура (идолы). С принятием христианства искусство деревянной скульптуры не исчезло, хотя и претерпело значительные изменения. В интерьерах северных церквей, особенно в дальних погостах и деревнях, появились резные изображения популярных святых.

Большой интерес представляет северная деревянная скульптура как одна из ветвей пластического народного искусства. Значительное число такой скульптуры из музеев Вологды и Великого Устюга относится к XVIII веку. Появление объемной деревянной скульптуры, религиозной по тематике, свидетельствовало об успехах процесса обмирщения всех сторон жизни русского общества второй половины XVII – начала XVIII века. Известна северная деревянная скульптура и более ранних времен. Так, например, в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике имеются скульптуры XVI столетия – «Параскева Пятница» и «Георгий Победоносец». Лаконичная по трактовке скульптура покровительницы торговли, мудрый и добродушный ее образ сродни народному искусству. Георгий Победоносец, скульптурные изображения которого известны и в более ранние эпохи, отличается художественной цельностью и уравновешенностью динамичной композиции. Обычно подобные резные фигуры помещались в раскрашенные киоты и выделялись на их фоне высоким рельефом. Оба произведения расписаны темперными красками, причем раскраска имеет иконописный характер: в личном письме, как обычно, имеется санкирь, вохрение и движки, на одеждах написаны складки и орнаментальная отделка. По-видимому, роспись подобных скульптур выполнялась иконописцами.

В северной деревянной скульптуре почти нет сюжетов, которые не были бы заимствованы из иконописи. Создается впечатление, что резчики добивались своеобразной материализации изображения, как бы уменьшая дистанцию между людьми и «святыми заступниками».

Деревянная раскрашенная скульптура XVIII столетия музеев Вологды и Великого Устюга хронологически относится к периоду стиля барокко. Выполненные народными мастерами-резчиками эти скульптуры утратили лаконизм и спокойствие образа «Параскевы Пятницы» XVI века, приобрели известную динамику, жизненность. Особенно наглядно стилевые черты барокко проявились в живописной трактовке складок одеяний, например, скульптуры Марии-Магдалины, Богоматери из коллекции Великоустюгского музея.

В прямой связи с общим повышенным интересом к внутреннему миру человека, к человеческим страстям находится широкое распространение в XVIII столетии резных изображений «Христа в темнице» (скульптура известна также под названием «Христос сидящий», «Спас полуночи», «Озабоченный»). Истоки этой скульптурной композиции отыскиваются в немецкой готике, в искусстве Литвы и Польши. Изваяния подобного рода появились в России, по-видимому, не без влияния украинских и белорусских мастеров, но быстрое и повсеместное распространение их на Севере было подготовлено всем предшествующим опытом местного народного творчества.

В фондах Вологодского музея-заповедника хранится целая серия деревянных скульптур «Христос в темнице» XVIII – XIX веков. Они представляют очень интересный пример того, как по-разному решали народные мастера один и тот же сюжет. Фигуры Христа отличаются как пластическим решением, так и эмоциональным содержанием.

В XVIII столетии в северной деревянной пластике получили развитие многофигурные резные композиции. Характерным памятником подобного рода являются царские врата из Цареконстантиновской церкви Вологды с изображением «Тайной вечери». Фигуры апостолов как бы веером расходятся от центра, где изображен Христос, образуя своеобразную геральдическую композицию. Однако вместо традиционных иконографических типов апостолы «Тайной вечери» представлены в облике современников мастера – благообразных посадских торговых людей; изображение кошелька со сребрениками в руке Иуды на первом плане усугубляет такое впечатление.

В конце XVII – начале XVIII века ведущими центрами художественной резьбы по дереву оставались крупные монастыри, при которых выполняли работы по большей части крестьяне из вотчинных сел и деревень. Резчики из крестьян Тотемского, Великоустюжского и Белозерского уездов, а также посадские мастера, прошедшие большую школу подрядных резных работ в обеих русских столицах, достигли высот совершенства в искусстве объемной позднебарочной и раннеклассической резьбы по дереву. Созданные ими ансамбли иконостасов в Великом Устюге, Вологде, Тотьме, Кириллове, Белозерске по праву входят в золотой фонд русского искусства, отличаясь высоким мастерством исполнения, стилистической цельностью.

В то же время мастера традиционного направления, работавшие главным образом для дальних погостов и деревень Вологодского, Яренского, Сольвычегодского и других северных уездов, продолжали работать в пластических формах, тяготевших к плоскости. Они глубоко чувствовали внутреннюю суть, дух барочного искусства и умели выразить его минимальными художественными средствами. Среди созданных ими скульптурных групп и отдельных фигур почти не встречается персонажей мрачных, аскетических или хотя бы печальных. Даже в такой широко распространенной композиции, как «Распятие» с предстоящими, которая обычно решалась как трагическая кульминация евангельских событий, в их трактовке округлые румяные лики Богоматери и Иоанна Богослова обычно озарены легкими улыбками. Подобный подход к решению этой традиционной темы имеет глубокую связь с народным восприятием изображаемых событий как светлого праздника возрождения жизни, уходящим корнями в глубину древних языческих верований и обрядов.

Сохранившиеся памятники северной деревянной пластики приоткрывают еще одну грань таланта вологодских мастеров, демонстрируют развитое чувство красоты пластической формы и свидетельствуют об их больших достижениях в искусстве художественной обработки дерева.

Новости по теме