(06.09.1923 – 29.09.2001)

Живописец, график, педагог.

Этот человек был рожден для иной судьбы. Озорной богатырь с разноцветными глазами, что обещало много счастья. Но судьбы многих людей в ХХ веке были исковерканы до неузнаваемости.

Сергей Алексеевич рассказывал: «Стояло прекрасное лето, мы играли в футбол и вдруг – война. Пришла повестка из военкомата в Великий Устюг в пехотное училище. Поучили нас там недолго, а как под Москвой дела стали плохи – нас туда, для уничтожения танков. Так я стал смертником». А до этого молодой парень, 1923-го года рождения, из деревни Доровское, что под Чебсарой, уже выбрав жизненный путь, работал с 1939 года в Вологодском товариществе художников. В бою между Москвой и Тулой, под городом Белев, он был страшно изранен – «весь измочален» – руки и ноги прострелены и переломаны. После этого было два года госпиталей, 15 операций, 7 – под общим наркозом, клиническая смерть, ампутация ноги. Но чуть стало легче – он запел, и так было всегда в его долгой жизни. Как только пришло выздоровление, Сергей на костылях скорее – домой, к матери, в домик под красной крышей; у нее из пяти сыновей с войны вернулся он один. В 1944 году он отправился в Казань в художественное училище, а закончив его в 1949 году, поступил в Рижскую Академию художеств. От тех лет сохранились маленький живописный пейзаж «Рига» и «Портрет художника Петухова».

Вернувшись в 1956 году в Вологду, Теленков активно работает, участвует во всех выставках, а в 1965 вступает в Союз художников СССР. С этого же времени он начинает руководить изостудией при Дворце культуры железнодорожников, передавая молодежи свои большие знания в области искусства.

В собственном творчестве он занимался в основном пейзажем, создавая его в лаконичной манере, приближающейся к передовому направлению 60-х годов – «суровому стилю».

Работая с натуры, он выявлял суть мотива, достигая знаковости композиции («Новый мост»). Всему этому, вероятно, художник научился в Риге, где, возможно, видел репродукции с произведений многих иностранных художников, в частности Альбера Марке. Экономность художественных приемов, широкий мазок-штрих, ложащийся на единственно возможное для него место, сдержанность цветовой гаммы, в основном из голубовато-серебристых сочетаний, становятся приметами его таланта. Живописца привлекает современность, и он фиксирует черты нового в Вологде («Заречье строится», «Ленинградское шоссе», «Мост 800-летия»). Уже тогда у него появилась панорамность видения, поэтому для своих картин он часто брал длинные холсты.

Кто знает, может, это шло от сидения в окопе, когда мир представал узкой полоской. Так выглядят картины «В котле. Горят танки» и «Непобедимый». Эта работа захватывает экспрессией протяженной композиции и будто расплавленного цвета и фактуры. Узнав о подвиге Алексея Маресьева, Теленков посвятил ему картину, вложив в произведение личные переживания. В результате холст воспринимается как крик боли и одновременно как выражение нескончаемого мужества. Автобиографизм и адекватные теме художественные средства сделали полотно значительным явлением искусства. С ним связан и поздний автопортрет художника, поражающий правдой переживаний человека, продолжающего свой бой за жизнь. Герой портрета мудро отстранен от суетного, сдержан, кремнеподобен, цепкий взгляд его мгновенно схватывает суть происходящего. Картины и акварели С. А. Теленкова о войне выделяются глубиной и искренностью, психологизмом, отсутствием натурализма и ложной патетики. Эмоции лишь иногда вырываются из-под контроля. В одно из таких мгновений на обороте этого портрета появляется потрясающая надпись: «Слава тебе, Господи, настрелялся до смерти».

В 80-е годы живописец продолжает работать в жанре любимого пейзажа, но уже в технике акварели и пастели. Эти его пейзажи хочется сравнить с французскими, настолько высока их культура, мастерство исполнения. Все это виды Вологды и окрестностей в пасмурную осеннюю погоду. Техника исполнения очень сложна и напоминает масляную живопись, работы столь виртуозны и драматичны, что возникает сравнение с музыкой Бетховена. Есть листы почти абстрактные, в которых при отсутствии конкретики мотива художественные средства сильнейшим образом передают чувства автора.

В это время живописец создает и большие холсты. Один из них, «В пути» 1989-го года, предельно прост по сюжету и изыскан по решению. Он выражает идею ценности краткого мгновения жизни. Густая фактура холста переливается жемчужными оттенками голубовато-серебристых тонов. Вероятно, Теленков смог бы талантливо работать и в области стенной живописи, создавать фрески и мозаики; именно монументальные качества его таланта налицо.

Со временем художник достигает больших высот и в области портрета, что особенно заметно при сравнении с его ранними работами. Он делает их в акварели и рисунке. Сила обобщения и острота выражения достигают в них апогея («Ада Сурадова», «Георгий» и другие).

При всей сложности судьбы Сергей Алексеевич всегда сохранял жизнелюбие, до конца дней любил праздники, солнце, красоту. Он обливался холодной водой, поднимал гантели, гулял в четыре утра; несмотря на боли, посещал все выставки. Он говорил мне в 1999-м году: «Главная задача – во что бы то ни стало – дожить до лета – поиграть в футбол, на коляске, а  дальше уж не знаю...».

Ирина Балашова, искусствовед

Новости по теме