12+

Татьяна Скрипникова: филармонический певец должен быть универсалом

Татьяна Скрипникова Татьяна Скрипникова Геннадий Соболев и Татьяна Скрипникова Татьяна Скрипникова. Фото Вологодской филармонии
  • Татьяна Скрипникова
  • Татьяна Скрипникова
  • Геннадий Соболев и Татьяна Скрипникова
  • Татьяна Скрипникова. Фото Вологодской филармонии

Заслуженную артистку России, обладательницу лирико-драматического сопрано Татьяну Скрипникову в Вологде знают и любят – за ее обаяние, эмоциональность, артистизм и, конечно же, проникновенный голос. Более чем за 30 лет работы в Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина Татьяна Викторовна выступала на сцене в самых разных творческих амплуа. В богатом репертуаре певицы – оперные партии, старинные романсы, народные и авторские песни. Свой недавний юбилей Татьяна Скрипникова отметила творческим вечером на сцене родной филармонии, подготовив музыкальную программу, в которой чередуются самые разнообразные оттенки лирических настроений.

Читателям cultinfo.ru певица рассказывает о своем творческом пути.

Татьяна Викторовна, с чего началась любовь к музыке?

У нас в семье (я родилась в небольшом селе Курской области) без песен не обходилось. Любили петь все – бабушка, мама; очень хорошо пел отец. По вечерам зачастую у нас во дворе собирались соседи – все усаживались на лавочке и пели. Звучание русской песни было настолько красивым, завораживающим, что желание петь возникло у меня само собой. С этих посиделок, возможно, началась моя вокальная карьера. Первые «концерты» я давала уже в пять лет: становилась на табуреточку, представляя, что я на сцене, артистично складывала ручки и пела. Иногда садилась и изображала, что играю на баяне. Музыкой я жила с самого детства.

В 1976 году окончила Полтавское музыкальное училище, поступила в Воронежский институт искусств. Мечтала стать оперной артисткой, я очень люблю оперу. На последнем курсе института стажировалась в Воронежском оперном театре и хотела остаться там, но судьба распорядилась иначе. Я нуждалась в жилье, а Воронежский оперный не мог меня им обеспечить. Тогда я приняла предложение о работе в Вологде – здесь предоставляли квартиру. В Вологодскую филармонию меня пригласил Геннадий Иванович Соболев. Он заметил меня на традиционной вокальной ярмарке, где выпускники консерваторий и университетов представляли свое творчество, а художественные руководители филармоний и театров подбирали солистов. Так я попала в Вологду и с 1981 года живу и работаю здесь.

Как прошло знакомство с филармонией?

Я приехала сюда и поняла, что совсем не представляла себе суть работы солистки филармонии. Знала, что буду петь в оперных постановках, давать концерты, но для меня стало неожиданностью, например, что нужно участвовать в детских представлениях. Однако без проблем освоилась и с этим видом концертной деятельности, тем более что детская публика – самая благодарная, непосредственная, живо реагирующая на все.

У вас очень разнообразный репертуар. Какой из музыкальных жанров вам все-таки ближе?

Я приверженец оперы. Всегда мечтала выступать на оперной сцене; дипломный спектакль у меня был «Мадам Баттерфляй», где я пела партию Чио-Чио-Сан, а в роли сына героини в постановке участвовал мой маленький сын. Работая в Вологодской филармонии, я уезжала на прослушивание в Донецкий оперный театр, где пела «Тоску» и была принята в труппу театра, но что-то меня остановило и я осталась в Вологде. И хотя небольшое сожаление, что не стала оперной певицей, осталось, обижаться на судьбу мне не за что: в Вологодской филармонии я пела и пою ту музыку, которая мне нравится; я полностью реализовала себя как творческая личность. Здесь я также исполняла арии и сцены из опер, мы делали филармонические оперные постановки – «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Доротея» Т. Хренникова, программа, посвященная оперетте «Там смех, там блеск огней» и многие другие.

Что вы считаете в своей творческой карьере самым важным?

Саму возможность выступать на сцене. Я не представляю себе жизни без песни. Каждое мое выступление для меня важно, любой концерт доставляет удовольствие и радость от общения со слушателями.

Какое музыкальное событие оставило у вас в памяти яркий след?

Таких событий много. Например, мое выступление с солистом Большого театра, народным артистом России Владимиром Мальченко. Мы вместе исполнили сцену Виолетты и Жермона из оперы «Травиата». Я получила большое удовольствие, когда пела с Национальным академическим оркестром народных инструментов им. Н.П. Осипова; общалась с его дирижером Николаем Калининым. Да и любой концерт для меня – удовольствие, потому что ты вкладываешь в него частичку души, а взамен получаешь удивительную энергетику зала. Составляя сольную программу, стараешься подобрать такие произведения, которые нравятся и тебе самой, и публике. Я практически каждый год пела сольные концерты, о которых сохранила счастливые воспоминания.

На что вы в первую очередь обращаете внимание при выборе репертуара?

Наверно, на характер произведения. Поскольку у меня лирико-драматическое сопрано, то все оперные партии в моем репертуаре – драматические: Аида, Чио-Чио-Сан, Леонора из «Силы судьбы» и многие другие. Также я очень люблю петь старинные романсы, авторские песни – «Мы с тобой два берега у одной реки», «Осенние листья», «Костры горят далекие». Мне интересны песни, в которых отражена женская судьба. Так, например, на юбилейном концерте 28 марта я первый раз пела на сцене «Балладу о матери» Евгения Мартынова, для меня это не совсем привычно, потому что чаще я исполняю классические произведения. Но зрителям понравилось. И саму программу концерта я не случайно назвала «Еще раз про любовь»: я старалась построить ее так, чтобы акцентировать внимание не на юбилее, а на том, что пришла весна – пора любви. Для каждого артиста любовь – это главное, как можно петь без любви? Поэтому в песнях я постаралась передать разные оттенки чувств – нежность, страдание, ликование. Для меня любовь неразрывно связана с весной, поэтому я завершила свою программу вальсом о весне «Белая лебедь».

Каким, на ваш взгляд, должен быть филармонический артист?

Это одна из самых сложных творческих профессий. И сегодня найти певца именно филармонического плана очень тяжело, потому что он должен уметь петь все – и оперу, и классический романс, и авторскую песню, и старинный романс, и исполнять концертные программы для детей, потому что сегодня они пользуются большой популярностью. Филармонический артист должен быть универсалом, уметь хорошо двигаться и обладать артистизмом. Сегодняшние выпускники консерватории неохотно едут в филармонию, потому что не готовы петь детские программы, им хочется блистать на сцене, исполняя оперные партии. А ведь дети – самая благодарная публика. Знаю это и по собственным внукам. Со старшей внучкой Викой (ей 7 лет) у нас всегда есть общая тема для разговора, потому что мы с ней обе артистки. Вика занимается хореографией. Мы с ней обсуждаем репетиции, костюмы для выступлений. Она порой жалуется, что трудно постоянно репетировать, но я всегда ее подбадриваю: чтобы выглядеть на сцене достойно, нужно много потрудиться.

Кто приходит на ваши концерты, какая она – ваша публика?

Любой артист хочет видеть в зале отзывчивого зрителя, который приходит на каждый твой концерт, получая от этого удовольствие. На моих сольных программах я чаще вижу взрослого зрителя, кому уже за сорок, это люди, воспитанные на такой музыке. К сожалению, молодое поколение не так часто приходит в филармонию – хочется, чтоб молодежи было больше, ведь музыка может найти отклик в любом сердце.

Ирина Сорокина

Поделиться
Плюсануть
Класснуть