Театральный сезон в этом году завершился в жанре экспромта: внезапно прервав показы спектаклей, театры на ходу приспособились к новым условиям, когда пригласить зрителя в театр нельзя, а поддерживать с ним связь надо. На cultinfo.ru в разделе #Остаемся_дома с театром проекта «Онлайн-культура в Вологодской области» шли показы видеозаписей постановок прошлых лет и некоторых премьер этого сезона – надеемся, это хоть отчасти заменило театралам привычный культурный досуг.

Вологодский театр для детей и молодежи в числе многих других постановок предложил для онлайн-показа спектакль, премьерой которого открылся нынешний театральный сезон, – драму «Каменный властелин» по пьесе Леси Украинки. Сюжет о Дон Жуане не одно столетие будоражит творческие умы, воплощаясь и в музыке, и в слове, и на сцене. Художественного руководителя Вологодского ТЮЗа Бориса Гранатова заинтересовала возможность не просто рассказать еще одну историю о Дон Жуане, но и показать новый, женский взгляд на нее. В лице донны Анны не знавший отказа соблазнитель неожиданно встречает сильную личность, способную не только противостоять ему, но и подчинить его своей воле…

Даже не самые искушенные зрители, покупая программку перед спектаклем, наверняка замечают, что часто одно и то же действующее лицо могут играть два разных актера. Это называется играть «в разных составах» и позволяет, во-первых, не отменять спектакль, если один из исполнителей роли не может выйти на сцену, а во-вторых, дает возможность задействовать в постановке многих участников труппы. Этот момент профессиональной «кухни» давно кажется нам интересным: ведь с одной стороны, надо следовать замыслу режиссера, а с другой – люди-то разные, и играют они также по-разному. Главную героиню «Каменного властелина» играют попеременно две актрисы театра – Дарья Сахновская и Анастасия Латкина, и мы решили расспросить их, каково это – работать над ролью параллельно с другим артистом.

«Сам выбор роли зависит не от нас, – говорит Дарья. – Режиссер, планируя спектакль, выбирает двух артисток, которые, как ему кажется, ближе к персонажу. Но мы, конечно, очень разные, и каждая предлагает свое видение роли. У меня донна Анна получилась резкая, «взрывная» – может быть, потому, что у меня спортивное прошлое. Героиня Насти более мягкая. В итоге у нас даже спектакли разные получились, хотя мы обе стараемся слышать основные посылы режиссера. Он же видит не артисток на сцене, а персонажа, видит конечный результат, к которому мы должны прийти, и каждую из нас направляет: ей дает одни советы, мне – совершенно другие. Так появляются две разные донны Анны, и, наверное, театр – это единственное место, где возможно это попробовать».

По словам Дарьи, когда на роли две артистки, работать интереснее: можно видеть со стороны, как работает партнер. Актрисы разных составов присутствуют на репетициях, даже когда на сцене другой состав, ведь режиссер делает общие замечания, которые касаются всех. «Мы делим одну гримерку, и если случалось пропустить репетицию, то всегда потом обсуждаем, что Борис Александрович просил сделать, например, в конкретной мизансцене. Мне было очень комфортно работать с Настей: у нас была единая цель – сделать эту роль».

«Режиссер давал нам одни и те же задачи, а так как мы с Дашей разные – и по характеру, и по жизненному опыту, – то мы эти задачи выполняли каждая по-своему, – соглашается Анастасия. – Борис Александрович, наверное, не зря взял нас обеих на эту роль: он знал, что каждая из нас привнесет в образ донны Анны что-то уникальное, и персонажи получатся совершенно непохожими. И спектакли тоже будут отличаться друг от друга, хотя история одна – история, в центре которой женщина, одержимая страстями».

Анастасия признается, что для такой совместной работы над ролью нужна здоровая конкуренция: появляется азарт, хочется придумать что-то свое. Но это не мешает ни дружбе, ни профессиональному общению – наоборот, помогает развиваться и двигаться вперед.

Что главное для каждой из актрис в роли донны Анны? «Это сложный персонаж, и, несмотря на то, что пьеса написана больше ста лет назад, мне кажется, она очень современная, – убеждена Дарья. – Сейчас многие молодые девчонки готовы на все, чтобы пробиться к успеху, богатству или славе, например, выйти за богатого по расчету или «пойти по головам», строя карьеру. Но какова цена этого успеха? Мне хотелось бы, чтобы об этом задумались те, кто увидит наш спектакль. Донна Анна после гибели мужа продолжает бороться за место на троне и своими руками делает из Дон Жуана каменного властелина. Но счастлива ли она в этом?..»

Для Анастасии эта роль была долгожданной. «Еще со студенческих времен я мечтала сыграть персонажа с неоднозначным характером: женщину сильную, одержимую своей идеей. И когда Борис Александрович назначил меня на роль донны Анны, для меня это стало счастливой возможностью осуществить мою мечту. Мне кажется, что в пьесе Леси Украинки и в нашем спектакле каменный властелин – это именно донна Анна: она не просто женщина, идущая к своей цели, она – олицетворение жажды власти».

Еще в начале периода самоизоляции артисты театра получили роли в новой постановке – ею станет спектакль по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Здесь наши собеседницы играют разных героинь: Анастасия Латкина – Марту, любимую женщину Мюнхгаузена, Дарья Сахновская – первую фрейлину. Порепетировать новый спектакль на сцене не удалось – была только читка, и артисты с нетерпением ждут возобновления работы в привычном режиме уже в новом сезоне. Что касается онлайн-показов спектаклей, то они, по мнению актеров, хотя и выручают в период карантина, но не могут заменить похода в театр: «Это интересно, но тут пропадает самое главное, за чем ты идешь в театр – за живыми актерами, за живой эмоцией, которая появляется только здесь и сейчас и больше никогда не повторится».

Тем не менее, пока культурная жизнь не вошла в привычное русло, онлайн-показы на cultinfo продолжаются. Спектакли для детей можно смотреть в течение июня в проекте «Вологодские культурные каникулы». Спектакль же «Каменный властелин», который в нынешнем сезоне шел на сцене театра совсем недолго, теперь можно будет увидеть не раньше осени – и мы очень надеемся, «вживую».