19 мая 2010 года в музее «Литература. Искусство. Век XX» открылась новая яркая выставка «Кукольный город». Это необычный город, не отмеченный на карте, город, где живут куклы и те, кто их создает. Город, где все по-настоящему волшебно: пираты и принцессы, садовники из немецких сказок и грустные барышни, сошедшие с цветных картинок, шуты и бароны. Город детства: недочитанных книг, нерассказанных историй, грусти и беспечности, веры и надежды…

Автор этих волшебных кукол из города детства – Наталья Сафронова. Ее выставка в музее проходит в рамках проекта «Новые имена». Такое необычное увлечение у Натальи появилось около года назад благодаря маленькому сынишке, для которого она и сделала свои первые куклы. А затем ее захватил творческий азарт, и она стала придумывать все новые и новые образы для своих сказочных персонажей. Недавно она открыла собственную студию «Талант», где учит всех желающих процессу изготовления куклы. Своих волшебных героев мастерица делает из мягкого пластика и соленого теста.

На открытии выставки Наталья рассказала посетителям музея, как у нее получаются такие сказочные персонажи. Главное в этом деле – создание особого, неповторимого образа. А какой материал брать за основу – мягкий пластик или соленое тесто – это уже на выбор того, кто творит. Для кукол есть свой особый рецепт приготовления теста. В пропорции один к одному берутся соль и мука, добавляется вода и немного растительного масла (такое тесто еще называют мукосолом), затем дается воля фантазии, а готовый «продукт» ставится в духовку до полного «приготовления». Затем кисти да нитки с иголками в руки, чтобы создать уже индивидуальный образ. Куклы, представленные на выставке, все небольшого размера, каркас для них можно изготовить за один-два дня. В основном это сказочные персонажи: эльфы, волшебницы, чародеи, а также шаржевые и гротескные куклы, все они представлены на выставке. В ближайших планах у Натальи изготовить куклу большого размера – метр высотой, сейчас над ней идет кропотливая и плодотворная работа.

А как сделать кисти рук куклы Наталья Сафронова продемонстрировала на открытии выставки. Из уже заранее подготовленного мягкого пластика и при помощи… стоматологического инструмента (который, оказывается, удобен не только для изготовления пломб, но и для такой ювелирной работы, как создание миниатюрного человечка) прямо на глазах публики появилась гибкая маленькая ручка с длинными музыкальными пальцами. Посмотрев на такое чудо, всем посетителям непременно захотелось тоже стать волшебниками, и первые попытки они сделали прямо в музее. В одном из залов мастерили веселого клоуна из мукосола и цветной бумаги, а во втором – народную вепсскую тряпичную куклу. Оба мастер-класса прошли на ура, ведь каждый посетитель унес с собой маленькое чудо. Наверное, потому, что с куклами связаны самые теплые и добрые воспоминания из детства, эта экспозиция заинтересовала не только ребят, но и их родителей. Все вместе они с удовольствием мастерили симпатичных новых друзей.

Волшебная атмосфера музея располагала вспомнить самые приятные моменты своего детства, посмотрев кукольные мультфильмы и выпив чашечку ароматного эрл-грея - любимого чая британских кукольников.

Выставка «Кукольный город» будет работать в музее «Литература. Искусство. Век XX» до 1 августа.

Ирина Сорокина

Интересные факты

  • Лепка из соленого теста - старинный русский народный промысел, упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

  • Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

  • В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

  • Мукосол - старинный промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он то угасал, то возрождался в новых традициях. Иногда его называют тестопластикой, керамикой или биокерамикой, поскольку все фигурки изготавливаются из натуральных материалов.

  • Когда авторская кукла перестала быть частью культов и обрядов, она обрела новую функцию – эстетическую. Наряду с этим во Франции в XVI веке кукол использовали в качестве движущихся манекенов. Назывались такие куклы пандорами. Позже в кукол внедрили механизмы, которые позволили им двигаться и даже петь. Так, авторская кукла, изготовленная Жаком Вокансоном в XVIII веке, умела петь. Он внедрил в манекен механизм, который позволял кукле исполнять целых 12 мелодий!

  • Новый этап в развитии истории авторской куклы связан с изобретением китайцами фарфора (авторские фарфоровые куклы) и изобретением пластика (авторские куклы из пластика), из которого изготавливается большинство современных авторских коллекционных кукол.

    Теги: кукольный город, литературный музей, Наталья Сафронова

    Новости по теме