5 июля 2010 года в пресс-клубе фестиваля «VOICES» состоялась встреча журналистов с членами жюри – режиссером Кшиштофом Занусси и директором Киевского международного кинофестиваля «Молодость» Андреем Халпахчи. В пресс-конференции также принял участие программный директор фестиваля «VOICES» Игорь Гуськов.

– Каковы Ваши критерии оценки картин на фестивале?

Кшиштоф Занусси: Если я чувствую, что во мне произошла хотя бы маленькая перемена, если я чувствую себя хотя бы немножко мудрее – значит, я видел хорошие работы. Если, наоборот, я чувствую себя ещё хуже, чем до того, как я посмотрел картину или прочитал роман, ещё более глупым и более потерянным – значит, не нужно было этого делать. Вот такой простой критерий. Если искусство подтверждает то, что я уже знал раньше, – значит, я потерял время. Так же как и коммерческие романы, в которых пишется то, чего публика ожидает – это тоже потеря времени. Я всегда говорю молодёжи: читайте мало, не надо много читать! Но только шедевры – всё остальное бросайте в мусор! Такая у меня стратегия – делать хороший отбор, а потом то, что выбрано, надо читать внимательно, смотреть внимательно, на большом экране, если возможно. Здесь, на фестивале, я очень рад, что могу смотреть многие работы на большом экране. Я видел уже картину Поланского на DVD. Но только вчера посмотрел на большом экране – это огромная разница! Некоторые важные детали заметны только в кинотеатре. Вчера я больше понял о том, что хотел сказать Полански в своей картине.

– Какие фильмы Вы можете назвать позитивными? А какие можно назвать «чернухой»?

Кшиштоф Занусси: Очень трудно сказать. Потому что понятие «позитивный» – это подозрительное понятие. В него входит простая, понятная дидактика. А искусство не должно никого воспитывать. Воспитание – это для школы. Кино и вообще искусство – это общение. Мы общаемся и делимся со зрителями нашими сомнениями, нашей страстью, нашей болью, а если мы ему что-то объясняем, то это уровень школы – это пропаганда, а не искусство.

Что касается «чернухи». Если вспомнить Достоевского, то он тоже автор «чернухи». Но он таким образом показывает страшное поведение человека, что я переживаю его судьбу. А «чернуха» в современном понимании – это то, что меня эпатирует. Насилие тоже бывало в великом искусстве. Но оно имеет свою цель. А если цель только продать, развлекать тех молодых, которые никакой боли никогда не прожили в жизни, то это совсем другое дело.

– После просмотра каких фильмов у Вас было хорошее настроение?

Кшиштоф Занусси: После всех картин Тарковского, после всех картин Феллини, Бертмана… Это очень большой список. Мне нравятся многие комедии. Я обожаю Вуди Аллена, но после его комедий я всегда погружаюсь в депрессию, потому что образ жизни, который он представляет, совершенно безнадёжный, хотя он показывает его с черным юмором.

– Некоторое время назад шла речь о том, что Вы будете послом Польши в России. По какой причине Вы отказались?

Кшиштоф Занусси: Безусловно, это было огромное искушение, потому что в моём возрасте (это было три года назад) начать новую авантюру, начать её с самого пика… Прекрасная авантюра. Я задумался о том, что я могу сделать полезного. И подумал, что не стоит всё-таки бросать моего обыкновенного призвания, что я больше полезного могу сделать как режиссер и как деятель искусства, чем как посол, который ограничен в своей работе. Хотя это была огромная честь и огромное искушение. Я могу об этом сказать откровенно. Но для меня быть режиссером важнее. А дипломатия – это все-таки призвание для чиновников. Я не чувствую его в себе. Хотя где-то «на берегах дипломатии» я ещё иногда появляюсь. Это очень для меня интересно. Из этого потом получается много анекдотов, которые можно рассказать в кино или в узком кругу знакомых.

Игорь Гуськов: Хотелось бы добавить, что, действительно, господин Занусси продолжает миротворческую деятельность в России и на Украине. Несколько месяцев назад был поставлен спектакль с русскими актёрами. И это большая работа. Вы приезжаете часто с мастер-классами на различные мероприятия в Россию и Украину. Большое Вам спасибо!

– В связи с Вашей работой с русскими актёрами было бы интересно узнать, есть ли какая-то разница в школах, подходах?

Кшиштоф Занусси: Есть просто разница в менталитете. Я ставил американскую пьесу с русскими актёрами, так что мы были как будто не у себя дома. Но это очень интересно. В России репетиции тянутся два-три месяца. Я никогда такого не видел на Западе, для современной пьесы всегда хватит одного месяца. Я заметил, что когда мы репетировали у меня дома, то ускорение работы было гигантское, потому что их ничто не отвлекало, работали с утра до вечера. Пьеса была готова – мы приехали в Москву на неделю и поставили её уже на сцене.

Разница менталитетов, она, конечно, есть. Очень большая разница между Востоком и Западом. Как сказал предыдущий Римский папа, «Восток и запад – это два лёгких Европы, и надо дышать ими обоими». Запад не понимает Россию. Россия – Запад… А вот Украина, можно сказать, находится на пересечении.

– За сорок лет существования Киевского международного кинофестиваля «Молодость» как он поменялся?

Андрей Халпахчи: Я работаю директором всего 20 лет. Фестиваль появился в 70-м году и занял тогда очень интересную нишу. Фестиваль был дебютным и изначально являлся фактически студенческим, представляя из себя смотр нашего театрального института. Но очень быстро стал открытым фестивалем для республик СССР.

Московский фестиваль был тогда ещё слишком официальным и фестиваль «Молодость» стал своеобразным глотком свободы, в том числе для фильмов Советского Союза. И многие картины, которые не взяли бы на официальный Московский фестиваль, замечательно тогда прозвучали у нас. Мы сейчас составляем ретроспективу к сорокалетию, нам действительно есть чем гордиться.

Я пришел на фестиваль со своей командой из киноклуба. У нас был известный киноклуб с хорошими международными связями. Мы решили помочь сделать фестиваль международным. Естественно, сначала мы приглашали братские страны – Польшу, Чехословакию, Венгрию, затем появились Финляндия, Израиль... Фестиваль стал большим, международным. Интересно то, что гран-при иногда получали студенческие фильмы. Мы хотели восполнить нишу воспитания зрителя. Мы принесли на фестиваль «VOICES» ретроспективу классики, актёрскую ретроспективу.

– У вологодского фестиваля уже просматривается какое-то направление?

Кшиштоф Занусси: Первый фестиваль сделать всегда очень трудно. В фестивале, кроме творческой лаборатории и профессиональной составляющей, есть основа «fest» – праздник. Безусловно, это должен быть праздник для города. Я увидел заинтересованность городских властей. Это должно очень помочь фестивалю. Так или иначе, и финансовая, и организационная составляющая являются очень важными. Очень важно провести работу в течение года. Очень хорошо, что здесь работают волонтеры, замечательные ребята из университета, которые принесут эти новости в свою студенческую среду.

Фестиваль делается не только для прессы, для профессионалов, но и для зрителей. Важно привлечь этого зрителя. Это, во многом, задача прессы. Чтобы это стало событием для всего города. Новая команда взялась это делать, но команда очень профессиональная. Я думаю, что фестиваль будет иметь будущее.

Теги: VOICES
Наталья Кожевникова

Новости по теме