12+

Вечер памяти Мориса Бонфельда

Музыка Мориса Бонфельда звучала 26 ноября 2014 года в большом зале областной научной библиотеки. На вечер памяти в день рождения композитора, музыковеда, и педагога собрались его семья, друзья, коллеги и ученики.

О жизни Мориса Шлемовича рассказала вдова композитора – заслуженная артистка России Елена Распутько.

Морис Бонфельд родился в 1939 году в Украине в обычной семье, не имевшей никакого отношения к искусству. Музыкой он начал заниматься довольно поздно – в 15 лет в вечерней школе по классу баяна. Затем продолжил обучение на композиторском отделении Харьковского музыкального училища. А дальше поехал покорять Ленинград. В 1959 году он стал студентом музыкального училища при Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции, где его педагогом была ученица Дмитрия Шостаковича Галина Уствольская. Через два года, в 1962-м, Морис Бонфельд был принят на заочное отделение теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории, где он учился композиции у О. А. Евлахова (был также учителем В. Гаврилина). Из-за обвинения в формализме Бонфельд пришлось перейти на теоретическое отделение. Параллельно с учебой он осваивал азы преподавательской деятельности в Новгородском музыкальном училище.

Морис Шлемович большую часть жизни провел в Вологде, куда судьба привела его в далеком 1968 году, когда музыкальное училище получило большое новое здание. Сюда приехал целый «десант» молодых талантливых педагогов и музыкантов. В их числе был и Морис Бонфельд. В Вологде он проявил себя в разных творческих ипостасях. Около 10 лет проработал в музыкальном училище, где был заведующим теоретическим отделением, затем долгое время преподавал на музыкально-педагогическом факультете ВГПУ, в это же время защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Круг его интересов был широк: сбор фольклора, дирижирование (руководил камерным оркестром), лекторская работа, композиторское творчество (писал музыку, в том числе и для театральных постановок), музыкально-просветительская деятельность, работа по созданию Союза композиторов в Вологде, написание музыкальных рецензий в газету «Красный Север» и многое другое. Но, пожалуй, одна из самых ярких страниц его биографии – это научная деятельность. Особенно интенсивно он ею занимался в последние годы жизни – был участником многих конференций, часто публиковался. Его научные работы, посвященные проблемам музыкознания, известны и востребованы как в России, так и за рубежом. Специально для вечера памяти Вологодская областная библиотека подготовила книжную выставку его изданий и публикаций.

«В этот вечер мы так расставили акценты, чтобы в первую очередь звучала музыка Мориса Бонфельда, – отметила Елена Распутько. – Сегодня его произведения не так часто можно услышать, и мы попробовали воссоздать его музыкальный портрет и в тоже время наполнить его воспоминаниями наших друзей». Елена Николаевна неоднократно садилась за инструмент, создать музыкальную атмосферу ей помогли Людмила Андреева, заслуженный артист России Александр Лоскутов, Лариса Пилинская, Александра Колотий, Елена Хорошина и Екатерина Бонфельд. Прозвучали «Ариозо и Вокализ Эльзы» из оперы «Дикие лебеди», «Далекий вальс», «Карманьола», «Кондуит и Швамбрания», «Колыбельная», «Грустная песня» (на стихи О. Фокиной) и другие произведения.

Сегодня для Вологды Морис Бонфельд, к сожалению, уже стал яркой страницей музыкальной истории, но те, кто с ним общался, запомнили его, как человека увлеченного, невероятно компетентного в вопросах музыки (как признаются его воспитанники, у него на любой вопрос всегда был ответ), требовательного к себе и к окружающим. Он вырастил целую плеяду учеников, которые продолжают его традиции. Среди них известные в музыкальной среде Вологды педагоги, музыковеды, исполнители: Наталья Серебренник, Елена Хорошина, Людмила Андреева и др.

«Мы были тем первым курсом теоретиков, который подготовил Морис Шлемович в Вологде. Мы, 15-летние студенты, увидели в нем человека с совершенно необузданным воображением, удивительной образованностью и необыкновенной эрудицией, – вспоминает Наталья Серебренник. – Он не просто втянул нас в музыкальный мир, но и показал его во всем своем разнообразии. Во многом благодаря ему мы полюбили музыку и стали настоящими профессионалами».

Каждый, кто выходил в этот вечер к микрофону, своими воспоминаниями раскрывал Мориса Бонфельда (1939-2005) с определенной стороны – как композитора, педагога, критика, ученого, но самое главное – неравнодушного человека, влюбленного в свое дело.

Ирина Сорокина