На болотистых землях коми берет начало река Мезень, несущая свои воды сквозь архангельские леса к Белому морю. В деревнях в нижнем ее течении многие столетия назад возникло ремесло, получившее свое название по имени реки, – мезенская роспись, один из самых древних русских художественных промыслов. Пика своей популярности он достиг в XIX веке, когда мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Очевидно, тогда эти изделия и попали в крестьянские дома Вологодской губернии, и, хотя роспись это не вологодская, она прижилась у нас и встречается довольно часто.

Художник Галина Сорокина, много лет посвятившая изучению вологодских росписей – сначала в народной студии «Феникс» при Череповецком металлургическом комбинате, потом – в студии «Вологодские росписи» Вологодского музея-заповедника, – владеет практически всеми их видами. Мезенскую роспись она изучала последней – и именно она задела за живое и стала главным занятием мастера. Как подчеркнула Ангелина Глебова, заведующая художественным отделом музея-заповедника, мезенская роспись скупа на сюжеты, на изобразительный материал, но в ней приковывает архаичность форм и линий, скрывающая бездонные глубины памяти. Орнаментальный характер росписи, сдержанный и лаконичный, говорит о том, что это не столько рисунки, сколько письмена. Из простых элементов – стилизованных фигурок коней, оленей, птиц, растительных мотивов и разного рода линий – мастер создает целостную картину мироздания, в которой разные ярусы обозначают мир земной, мир подземный и мир небесный. Замкнутость в круг символизирует цикличность бытия, а бесконечное повторение одних и тех же мотивов говорит о вечном движении. Каждый графический элемент имеет свой смысл. Например, конь или олень у народов севера – это символ солнца, плодородия, источник жизненных благ, а также оберег. Росток – двойная завитушка и красный бутон над ней – символизирует юность, а двойной квадратик с цветком внутри – лето.

Красно-черная цветовая гамма мезенской росписи обусловлена материалами, которыми мастера (кстати, раньше это были только мужчины) пользовались в старину: черный цвет давала сажа, а красный – клюквенный сок или красная глина. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева и тонкой кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие покрывалось слоем олифы, что придавало ему золотистый цвет.

Мастерство современного художника, работающего в традициях древнего промысла, во многом определяется тактом, с которым он воплощает собственный авторский замысел. В росписях Галины Сорокиной появляются сюжеты – парусные корабли, пароходы и лодочки, выездные кареты с дамами и господами, всадники и даже Дед Мороз. Но сюжеты не довлеют над орнаментом – они вкраплены в него, как камни-самоцветы, и не нарушают его ритма. С искусствоведческой точки зрения, достоинством выставки, открывшейся в «Резном палисаде», является многообразие крупных и необычных форм, с которыми работает художница: они помогают представить мезенскую роспись во всем богатстве ее элементов.

Галина Сорокина – один из победителей II Международного фестиваля «Голос ремесел»: в конкурсе «Роспись по дереву и бересте» она заняла первое место в номинации «Авторские работы». В течение года в центре ремесел «Резной палисад» пройдет целый ряд выставок мастеров, чье искусство было отмечено жюри фестиваля. А выставка работ Галины Сорокиной «Кони красные» будет работать до 26 октября.

Теги: Галина Сорокина, мезенская роспись, Резной Палисад
Светлана Гришина

Новости по теме