В Шаламовском доме ВОКГ 12 марта откроется тематическая художественная выставка «Церемонии, забавы, праздники в России».

В экспозиции представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы эпохи из фондов Вологодской областной картинной галереи и Вологодского музея-заповедника, дающие представление о ряде торжественных церемониалов и об основных праздниках в России в XVIII – XXI веках.

С древнейших времен каждый важный шаг в жизни государственных правителей подчеркивался церемониалом, чтобы как можно ярче продемонстрировать их значимость. Церемонии являлись важной составной частью образа великой монархии и имели большое воспитательное значение. Как правило, они запечатлевались известными художниками. Одним из них был А. Ф. Зубов (1683 – 1651), чья масштабная, мастерски исполненная гравюра «Свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны в Зимнем дворце Петра I» (1712), открывает экспозицию.

Для усиления праздничного характера публичных торжеств и в целях политической пропаганды широко применялись фейерверки и иллюминации. К разработке проектов привлекались крупнейшие деятели культуры, в том числе и М. В. Ломоносов. Так, он был автором проекта фейерверка и иллюминации на 1 января 1754 года в Москве, изображенных на одноименной гравюре (1753) мастеров Гравировальной палаты Академии наук под руководством И. А. Соколова.

Праздники самого разного характера и приготовления к ним – наступление Нового года, Рождество, Пасху и многие другие – любили изображать художники нашей страны всех эпох и разных творческих направлений. Созданные на эти сюжеты произведения отличаются большей эмоциональностью и свободой изображения жизненных ситуаций.

Любой праздник в России издревле сопровождался застольем. Особой пышностью отличались церемониальные трапезы, в особенности, во время коронационных торжеств, к оформлению которых нередко привлекались известные художники. Декоративностью, богатством орнаментальных мотивов, утонченностью колорита отличается «Меню обеда в честь венчания на царство Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны» (1896), выполненное В. М. Васнецовым (1848 – 1926).

Балы, а позднее и маскарады в XVIII – начале XX века были одним из самых любимых увеселений сначала знати, а затем и более широких слоев общества. «И блеск, и шум, и говор балов» служили источником вдохновения для литераторов и художников. Созданные для них афиши и пригласительные билеты отличались большим вкусом и выдумкой, о чем свидетельствуют «Почетный пригласительный билет на Бал художников» (1899) и «Бал-сказка. Афиша к костюмированному Балу художников» (1901) Н. Н. Герардова (1873 – 1919). Следует отметить, что любовь к балам-маскарадам сохранилась и в советское время, что нашло отражение в показанных на выставке выразительных графических листах И. Г. Коровай (род. 1935) «Приготовление к маскараду» (1969) и Н. И. Корниловой (род. 1952) «Маскарад» (1981), передающих радостное настроение молодежи.

Большой популярностью у разных слоев населения и в столице, и в провинции пользовался театр, в экспозиции показаны эскизы театральных костюмов, а также афиши и программы театральных постановок начала ХХ века в нашем городе.

Интерес к народной жизни, к ее наиболее типичным, ярким сторонам отразился в творчестве многих известных мастеров искусства, например, в картине С. В. Герасимова (1885 – 1964) «Ярмарка» (1910) с ее динамичным мазком и насыщенным, звучным, радостным колоритом, в красочном оформлении «Календаря 1922 года» (1922) Б. М. Кустодиева (1878 – 1927) с живыми, задорными уличными сценками.

Советская эпоха породила новый для России тип праздников. В советских праздниках религиозные чувства и традиции облеклись в иные идеологические и информационные формы. Только после Великой Отечественной войны произошли существенные изменения. Вернулся Новый год: праздничным днем в 1947 году было объявлено 1 января. Стали возрождаться церковные приходы и монастыри, сняли запрет на религиозные праздники, хотя они и не стали государственными, за исключением Рождества Христова (с 1991).

Однако в сельской глубинке издавна сохранялись традиции проведения религиозных, в особенности, местночтимых праздников в виде народных гуляний. Такой праздник еще застал в свои детские годы в родной тотемской деревне вологодский живописец Г. И. Попов (род. 1939) и впоследствии запечатлел в одной из лучших своих картин «Девятая» (1980). По воспоминаниям художника, он отмечался в девятую пятницу после Пасхи: «Многоцветно – яркое по красоте и разнообразию нарядов, многоголосо-шумное по обилию гармонистов, это многолюдное народное гуляние проходило на лугу у церкви».

Важным событием ряда религиозных праздников был крестный ход, который воплощал единство в вере всех православных россиян независимо от социального и имущественного положения. В масштабном полотне великоустюгского художника Б. А. Студенцова (род. 1960) «Крестный ход» (2005) показано духовное единение и молитвенная сосредоточенность многочисленных паломников во время торжественного ежегодного празднования чудесного явления Смоленской иконы Богоматери в XVII веке на погосте Туровец Архангельской области.

Представленные на выставке дополняющие живопись и графику предметы эпохи, изделия из фарфора, художественные лаки, игрушки обогащают ее тематику, придают ей особый, радостный колорит. Выставка, позволяющая проследить развитие праздничной темы в отечественном искусстве, напоминает нам о ее непреходящей значимости и актуальности, так как именно праздники, а также сопровождаюшие их обряды и обычаи и сегодня исполняют роль главных хранителей духовного единства народа.

Открытие начнется в 15.00. Выставка работает до 29 мая по адресу: ул. С. Орлова, 15.

Теги: Шаламовский дом
Вологодская областная картинная галерея

Новости по теме