Здесь накануне прошла презентация проекта «Незаметное заметное. Советская монументальная живопись второй половины ХХ века», посвященного творчеству художников-монументалистов, создавших мозаичные панно и росписи, украшающие Вологду по сей день.

Сегодня жизнь города трудно представить себе без обилия самой разнообразной рекламы: билборды, щиты, растяжки, баннеры, постеры окружают нас со всех сторон, стоит только выйти на улицу. От навязываемой таким образом информации трудно защититься, и кажется, что именно реклама сейчас во многом формирует образ городского пространства. Но этому есть, что противопоставить: к советскому опыту создания эстетической среды города обратилась команда проекта «Незаметное заметное». Монументальная живопись во второй половине ХХ столетия была чрезвычайно востребованным в СССР видом искусства. Мозаики, сграффито, росписи украшали стены промышленных предприятий, детских садов и школ и даже обычных хрущевок или панелек, превращая стандартное здание, каких миллионы, в дом со своим «лицом». Каждая из этих композиций была произведением искусства и несла в себе определенную идею. Конечно, все они создавались в рамках советской идеологии, но настоящий художник, как правило, находил способ искренне высказаться даже в этих рамках. И, наверное, не случайно при взгляде на многие из этих работ возникает чувство ностальгии по временам, когда идеалом провозглашался человек мыслящий, творческий, нашедший себя в созидательном труде.

Рассказывает художник и архитектор Саша Асафов, один из авторов проекта: «Монументальная живопись неразрывно связана с архитектурой и непосредственно влияет на городскую среду. Мы сейчас перегружены информацией, которая буквально атакует нас со всех сторон. Но нам хотелось бы, чтобы в жизни каждого горожанина в большей степени присутствовало искусство. Тема монументальной живописи сегодня незаслуженно забыта, а между тем для Вологодчины это тема особая: у нас есть фрески Дионисия в Ферапонтове, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В проекте «Незаметное заметное» мы хотели показать эволюцию монументальной живописи советского периода в Вологде. Это около 30 мозаик и росписей шести авторов: Валентина Малыгина, Бронислава Шабаева, Бронислава Кураго, Генриха Асафова, Виктора Сысоева и ленинградской художницы Галины Пономаревой».

На выставке в центре культуры «Красный угол» представлены примеры монументальной живописи, созданной в Вологде и Вологодской области в 60-е – 90-е годы прошлого века. Как показать в небольшом выставочном пространстве огромные композиции, неотделимые от архитектурных объектов? Как говорит куратор проекта Светлана Попова-Знаменская, выход был найден: экспозицию составили фотографии и авторские эскизы мозаичных панно, фрагменты материалов, из которых создавались мозаики, а также часть картона к мозаике Генриха Асафова «Госстрах». По нему можно судить о грандиозности произведений монументальной живописи: это «полотно» составляет лишь 1/16 часть реального размера работы, которая украшает здание на пересечении улиц Ленинградской и Петина (кстати, это последнее в Вологде по времени создания произведение этого жанра).

Художник-монументалист Бронислав Кураго с удовольствием поддержал идею проекта. Он работал в Вологде с 1977 года и за это время создал около полутора десятков работ в областном центре и его окрестностях. Среди них – мозаичный триптих на производственных цехах Вологодского оптико-механического завода, панно на стене здания пионерского лагеря «Горн», роспись в интерьере военкомата, памятник павшим воинам в селе Коротец и грандиозная мозаика-барельеф в аэропорту. При создании монументальной мозаики нужно учесть особенности ее восприятия зрителем: так, в мозаике аэропорта была найдена крупная деталь, заметная издалека сошедшим с трапа самолета – пропеллер, а остальные подробности композиции «проявлялись» при подходе к зданию. Работа монументалиста трудоемка и тяжела физически, поэтому ряд работ автор выполняет с помощником: в аэропорту Бронислав Кураго работал вместе с Виктором Сысоевым, а в пионерлагере – с Брониславом Шабаевым. Судьба некоторых работ оказалась непростой – например, сграффито с изображением спортсменов на здании спортзала Вологодского вагоноремонтного завода сегодня закрашено, а мозаика в селе Молочном разрушается – ее планируется восстановить в этом году.

Одной из целей проекта как раз стало привлечение внимания к проблеме сохранения произведений монументальной живописи – это важная составляющая культурного облика города, и нельзя допустить ее утраты как по объективным причинам, так и во время реконструкции зданий. Примером такого сохранения может служить мозаика Валентина Малыгина, выполненная в 1970 году на здании Вологодского музыкального училища (ныне – Вологодский колледж искусств): после реконструкции здания и надстройки второго этажа мозаика, начавшая разрушаться, оказалась внутри репетиционного зала, была почищена и отреставрирована, и вкупе с формой зала обеспечивает хорошую акустику.

Широкий экскурс по вологодской монументальной живописи представлен в документальном фильме «Мозаика» Александра Мирошниченко, премьера которого состоялась на открытии выставки. По словам автора, главная мысль фильма в том, что мозаики – неотъемлемая часть образа города. Став за многие годы привычными и незаметными, они стали частью личной истории для множества вологжан нескольких поколений. Кто-то ходил в детский сад с мозаикой на стене, кто-то работал на заводе, стену которого украшало мозаичное панно. В фильме звучат голоса как художников-монументалистов, так и тех, кому адресовано их искусство – и понятно, что это действительно было нужно, потому что незаметно наполняло обыденность красотой и смыслом.

Итоги работы над темой вологодской монументальной живописи авторы проекта «Незаметное заметное» представили в печатном каталоге. Но работа над фильмом и над проектом в целом не закончена – она будет продолжена, и на закрытии выставки 20 августа зрители узнают что-то новое по этой теме.

Теги: мозаика, Красный угол, Александр Асафов, Бронислав Кураго
Светлана Гришина

Новости по теме