В экспозиции представлены фотографии, охватывающие довольно большой период времени – с конца XIX века до 1970-х годов. Объединяет их одно: в каждом кадре использованы бутафорские предметы: лодки, автомобили, самолеты, лошади, собаки. Герои отдельных фото изображены на фоне нарисованных пейзажей или корабельной палубы; кто-то держит в руках картонных птиц, кто-то выглядывает сквозь прорези для лиц на веселой «картине». Наверное, каждый, покопавшись в семейном фотоархиве, найдет среди старых фотографий что-нибудь похожее. Обилие и разнообразие подобных снимков наводит на мысль о том, что мы имеем дело с целым феноменом, который заслуживает внимания и изучения. 

Этой целью задался автор проекта «Бутафорское счастье» – главный редактор санкт-петербургского издательства «Красный матрос» Михаил Сапего: «Лет 15 назад я познакомился с одним коллекционером, обратившим мое внимание на особенности бутафорской фотографии. Невольно стал обращать внимание на эти фото, коллекционировать. Когда коллекция достигла внушительного размера – несколько тысяч фотографий, я, как издатель, понял, что с этим надо что-то делать. Ведь это не просто собрание снимков – они взывают к тому, чтобы быть показанными. Так родилась идея фотоальбома «Бутафорское счастье», в который вошло порядка 200 фотографий, а затем около 50 самых ярких из них составили одноименную экспозицию, которая уже побывала в нескольких российских городах».

В альбоме и на самой выставке, помимо фотографий, представлены тексты, авторы которых – известные питерские фотографы, художники и литераторы – комментируют и интерпретируют «фоторяд». Тексты адресованы неподготовленному зрителю и позволяют понять феномен бутафорской фотографии.  С точки зрения Михаила Сапего, суть его состоит в том, что человеку давалась возможность оказаться в неких предлагаемых обстоятельствах, далеких от его реальной жизни: «Простой обыватель только что шел по улице, а минуту спустя он уже летчик, наездник или путешественник. В этом игровом, цирковом перевоплощении и состоит секрет популярности этого жанра – на минуту ты становишься кем-то другим. На самом деле человек зачастую не готов к перемене участи (не случайно почти все герои этих фото выглядят чрезмерно серьезными), но попробовать ощутить себя по-новому всё равно хочется».

Бутафорская фотография интересна не только сама по себе, но и как свидетельство того, как развивались технический прогресс, мода и вообще «представления о прекрасном». Если в начале ХХ века клиенты радовались возможности посидеть в бутафорской лодочке или погладить картонную собачку, то позднее спросом начинают пользоваться аэропланы и автомобили. Неестественность поз и несоразмерность декораций не смущает – модели легко соглашаются с предложенными фотографом «правилами игры», главное в которой – символически обозначить неординарность ситуации.

Михаил Сапего считает «Бутафорское счастье» многослойным проектом: «Помимо того, чтобы понаблюдать за самим феноменом фотографии в искусственном антураже, можно вглядеться в лица людей, и это едва ли не самое интересное. Мы, ныне живущие, знаем, что впереди у этих детей, женщин и мужчин – тяжелейший двадцатый век, и судьбы многих из них, вполне возможно, сложились трагически». Видя их запечатленными в момент «счастья», чувствуешь и хрупкость надежд, и несбыточность мечтаний, и даже щемящее сочувствие – ведь такая фотография могла остаться единственным свидетельством относительно безмятежной и благополучной жизни…

Тем не менее, бутафорская фотография пережила тяжелейшие потрясения столетия, оставаясь популярной до 1970-х годов, и сдала свои позиции только под натиском технического прогресса. Когда личные фотоаппараты, видеокамеры и кинопроекторы получили широкое распространение, у людей появилась возможность самим моделировать ситуацию вокруг себя. Последним оплотом бутафорского фото были курорты Черноморского побережья: в атмосфере отдыха мало кто мог устоять перед соблазном «сняться» с картонным попугаем или пальмой. Но экзотический жанр фото в антураже вовсе не умер – он успешно приспособился к новой технической реальности с ее гаджетами и фоторедакторами. Да и фото с бутафорскими персонажами и аксессуарами сейчас снова набирают популярность. Об этом – сопутствующий выставке проект Кристины Липиной «Дон Картон»: фотозона, оформленная в соседнем зале, приглашает каждого опробовать «бутафорское счастье» на самом себе. Автор, размышляя о феномене бутафорского фото, приходит к выводу о том, что мы сегодня потеряли ощущение фотографии как события: нам не нужно идти в фотоателье, подолгу позировать перед камерой, несколько дней ждать исполнения заказа – появилось удобство, но исчезло чудо… Однако Кристина Липина предлагает отнестись к неизбежному с иронией.

Выставка «Бутафорское счастье» работает в центре культуры «Красный угол» до 28 апреля. 

Теги: Вологда, выставка, фотография, Красный угол
Светлана Гришина

Новости по теме