12+

Сегодня отмечает юбилей известная вологодская писательница Галина Щекина

Сегодня отмечает 65-летний юбилей Галина Щекина, вологодский писатель, автор книг «Бася и чудо», «Бася и компания», «Ария», «Графоманка», «Мелисса», «Тедиумм», «Тонкая Граня», «Улица гобеленов», «Ор», «Тебе все можно», нескольких сборников стихов. Галина Щекина является основателем Вологодского отделения Союза российских писателей, членом Союза журналистов и Международной ассоциации писателей и публицистов.

В день рождения об авторе рассуждает вологодский культуролог, историк театра, доцент ВоГУ Людмила Якушева.

Феномен Галины Александровны Щекиной – явление для Вологды уникальное, но закономерное. К середине 1970-х здесь сложилась сильная писательская организация (подтверждением тому является факт сотрудничества союза с Виктором Астафьевым, который на время поселился в городе со своей семьей), сформировалась среда университетской, музыкальной и художественной элиты. Все это способствовало успешному продвижению целого ряда творческих проектов, возникших в переходную эпоху 1990-х. Это театральный фестиваль «Голоса истории» (1992), Гаврилинский фестиваль (1999), музейная экспозиция «Мир забытых вещей» (1991) и многое другое. Самодеятельное движение было не менее активным: от деятельности хоровой капеллы, объединений фотолюбителей до литературных студий и Университета культуры при ВОУНБ. И как следствие – уплотненная городская ноосфера выявила пассионариев, способных аккумулировать имеющийся потенциал и повсеместно распространять творческие флюиды и импульсы.

Галина Щекина является культуртрегером своего времени. Наряду с написанием художественных произведений она формирует литературное пространство, в котором эти и другие тексты бытуют, по мере сил и возможностей инициирует в качестве литературных сателлитов творческие объединения, проекты и даже премии. Галина Александровна постоянно окружена, вовлечена и устремлена. Именно поэтому сформированное ею коммуникативное пространство напоминает нечто, выполненное в лоскутной технике, обязательно яркое, причудливое и эмоционально наполненное.

В случае Щекиной она являет собой литературную личность (по терминологии Ю. Тынянова), которая для меня – солнечный удар, для кого персонаж, а кому и лыко в строку, ибо рядом с ней всегда событие, происшествие, случай. Время пустынных уединений и площадных выкриков трансформировалось, но не изжило себя, причудливо давая о себе знать то повседневным поведенческим акционизмом, то душевной колодезной глубиной. Посмотрела, задумалась или всколыхнулась, всполошилась в случае Гали (а она настаивает на этом обращении, даже когда по ситуации имени одиноко) это не просто действия, но сочетание смыслового импульса, порыва и жеста. Когда-то, чтобы разгадать подобный феномен, потребовалось создать свое доморощенное ноу-хау в виде «русского психологического театра».

Галина Щекина что-то приняла и поняла в этой жизни, а что-то потеряла и не получила (не случайно она использует в речи для пояснения своего впечатления метафоры «ожог», «обожгло»), ей все время, словно, не терпится заново все пережить, и она продлевает впечатления текстом, и создается впечатление нескончаемых переплетений, витиеватой словесной вязи, не то быль, не то жизнь, не то сказка.

Юрий Лотман утверждал, что воспитать декабриста могла только читающая женщина. Литературный опыт Галины Щекиной подсказывает, что новое поколение, способное к изменению российской действительности, может воспитать женщина только пишущая. Как бы странно ни звучало это утверждение на фоне изменившихся средств и возможностей коммуникации. Будет ли продолжение? Поживем – увидим.

Людмила Якушева