Темой многочисленных докладов и обсуждений на конференции является изучение и сохранение памятников истории и культуры – как архитектурных объектов, так и предметов декоративно-прикладного и церковного искусства. К участию в конференции приглашены архитекторы, реставраторы, искусствоведы, историки, сотрудники музеев из Москвы, Ярославля, Минска, Республики Карелия, Тотьмы и Вологды, представители Вологодской митрополии. Ряд выступлений посвящен исследованию иконописи и фресковой живописи, формам музеефикации архитектурных памятников, совместному использованию памятников культовой архитектуры музеем и церковью.

16 октября на пленарном заседании прозвучали доклады, обобщившие наиболее значимые вопросы современного положения дел в архитектурной и реставрационной отраслях. Художник-реставратор Ольга Соколова, заведующая ремонтно-реставрационным отделом Вологодского музея-заповедника, на примере Вологодской области сформулировала основные проблемы в сфере сохранения и реставрации памятников. По ее словам, задача сохранения объектов культурного наследия является одной из приоритетных, а масштаб сохранения перерос узкопрофессиональные рамки и имеет национальное значение.

В Вологодской области более 3,5 тысяч объектов культурного наследия, из них бóльшая часть – памятники археологии. Визитной карточкой Вологодчины являются памятники деревянного зодчества, храмы и монастыри, усадебные комплексы. Много объектов отреставрировано, но еще больше нуждается в реставрации. Например, разрушается на глазах Скулябинская богадельня в Вологде, не используется здание Экономского корпуса Вологодского кремля, остается разобранной деревянная церковь Ильи Пророка в Белозерске. Положительных примеров реставрации мало, и по оценкам экспертов, более 60% памятников нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения. Наиболее частые проблемы – несоблюдение температурно-влажностного режима, подтопление фундаментов, заброшенность сельских поселений, на территории которых находятся архитектурные памятники, вандализм. Нерегламентированная застройка ценных в ландшафтном отношении мест порой почти вплотную подступает к памятникам. Проблемой является и реставрация без соответствующих разрешений и согласования с государственными органами охраны памятников. Серьезной проблемой остается и правоприменительная практика положений федерального закона № 44 о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг: не учитываются тот факт, что в процессе реставрационных работ может появиться новая информация об объекте, и тогда возникает необходимость изменения проекта и удорожания работ.

О необходимости сохранения исторической градостроительной среды говорил Марк Гурари, заместитель председателя Совета по градостроительному развитию Москвы. Наследие требует высокой культуры использования, убежден Гурари: «Современная застройка исторических кварталов (пример – Москва-сити) превращает город со своей самобытной культурой в рядовую ячейку сети мирового бизнеса. Когда буквально у подножия собора Василия Блаженного разбивается парк развлечений – это, во-первых, неперспективно, так как центр города уже перенасыщен, а во-вторых, это понижает культурно-исторический потенциал места». При рассмотрении вопроса о восстановлении памятников архитектуры, по мнению Марка Гурари, каждый конкретный объект нельзя рассматривать только с точки зрения того, сколько процентов подлинного материала там осталось. Например, воссоздание храма Христа Спасителя он считает важным событием, символом изменения отношения государства к религии. Сгоревшая церковь в Кондопоге – тоже знаковый объект, символ освоения языческих земель, и ее необходимо восстановить.

Восстановлению исторической застройки, утраченной полностью или почти полностью, было посвящено выступление Натальи Лащенко, члена бюро Совета по градостроительному развитию Союза московских архитекторов. Рассказывая об опыте послевоенной Германии в восстановлении исторической среды городов, разрушенных бомбардировками, она обратила внимание на ряд моментов, которые обеспечили успех этого процесса. Сохранение архитектурного наследия тогда стало для немцев единственным способом выражения национального самосознания. «Принято говорить, что архитектура – это застывшая музыка, но это не совсем верно, – считает Наталья Лащенко. – Архитектура – это невербальная философия и идеология. Каждая цивилизация имеет свои узнаваемые образы, и чаще всего они воплощены в архитектуре». При восстановлении исторической среды выбирали в первую очередь знаковые здания, организующие эту среду, независимо от того, насколько они сохранились. Например, в Вюрцбурге, практически стертом с лица земли, ратуша и собор святого Килиана – полностью новоделы, но это не умаляет их ценность. «Нужно учесть и то, что восстановление городов началось в крайне тяжелый послевоенный период, – замечает Наталья Лашкова, – но немецкое общество самоорганизовалось на культурных проектах на местном уровне. Мы же слишком уповаем на государство». Важно и то, что дальнейшая судьба восстановленного объекта решалась заранее: у каждого дома был хозяин, который знал, как здание будет использоваться.

Научно-практическая конференция, посвященная проблемам сохранения историко-культурного наследия Русского Севера, продолжит свою работу 17 и 18 октября.

Для справки:

Софийский собор – первое каменное здание Вологды, свидетель нескольких веков истории города. Заложенный в 1568 году по приказу Ивана IV Грозного, он был достроен к 1571 году. С ним связана легенда, ставшая «краеугольной» для вологодской истории, по которой царь, лично контролировавший строительство, разгневался на упавший со свода кирпич, покинул Вологду и перестал видеть ее столицей опричных земель. К 1588 году все приделы собора были освящены. В Смутное время собор сильно пострадал во время пожара, но постепенно был отремонтирован, его приделы были заново освящены. В 1686 году стены собора были расписаны артелью ярославских мастеров. Луковичные главы собора появились на нем после пожара 1698 года, до этого центральный барабан и главы венчали шлемовидные купола. В течение долгого времени Софийский собор был кафедральным храмом города. С 1923 года Софийский собор находится в ведении вологодского музея, с 1988 года в нем проводятся богослужения, а в 2014 году ему возвращен статус кафедрального храма. Масштабные реставрационные работы на соборе проводились в 1959 – 1970 и в 1999 – 2007 годах, с 1962 по 1978 год реставрировались фрески и живопись иконостаса, сегодня они вновь нуждаются в реставрации.

Теги: Софийский собор, конференция
Светлана Гришина

Новости по теме