Каждый в России от мала до велика с нетерпением ждет наступления первой январской ночи: запах ели, подарки, накрытый стол, полный дом гостей со смехом и улыбками, ожидание звона курантов. Даже немыслимо представить, что кто-то может лишиться этого чудесного праздника. Так и политические ссыльные из города Сольвычегодска не смогли удержаться и отметили наступление нового 1909-го года, за что многие из них впоследствии оказались за решеткой.

В прошении вологодскому губернатору один из организаторов вечера, теперь уже «арестант сольвычегодской тюрьмы» Федор Георгиевич Каверзнев, описывает причины, побудившие собраться их вместе в новогоднюю ночь. Собрания политических ссыльных были строжайше запрещены, но арестант Каверзнев убежден, хоть формально это и было «собрание ссыльных», но на деле это был всего лишь «литературно-музыкально-вокальный вечер и елка для детей». Устроить празднество их вынудила острая необходимость, отчаянная и, к сожалению, неудачная попытка «поднять моральное состояние ссыльных». Каверзнев пишет, что «людям, более или менее сложившимся и зрелым, с некоторыми уже устоявшимися привычками, почти как воздух, необходимо общение, необходима моральная встряска, иначе является тоска, а тоску по русскому обычаю стараются заливать водкой. Мы задумали производить эти встряски, устраивая более или менее приличные вечеринки, а не имея возможности на первую из них получить разрешение, устроили ее самовольно и скрытно».

Ссыльные даже «предлагали господину помощнику исправника присутствовать на нем [новогоднем вечере] и убедиться, что ничего особо предосудительного на нем нет, но вечеринка была закрыта». Каверзнев имеет «маленькую надежду», что губернатор войдет в его положение и найдет совершенное преступление не заслуживающим столь сурового наказания, как три месяца тюремного заключения. Увы, новогоднего чуда не произошло, и его желаниям не суждено было сбыться, на свободу арестант Каверзнев вышел только в конце апреля нового 1909 года.

Государственный архив Вологодской области желает вологжанам, чтобы у них никогда не было недостатка в общении, новогодняя ночь прошла шумно и весело, и все заветные мечты осуществились. В «Архиве 100х100» – прошение содержащегося в Сольвычегодской тюрьме арестанта Федора Каверзнева вологодскому губернатору. 12 января 1909 г.

Теги: 100*100

Новости по теме