Подведя итоги своего новогоднего экскурсионного «сезона» – за 10 дней каникул он провел 14 экскурсий по городу, – Александр Иринеевич делится своими наблюдениями и мыслями о том, как можно было бы в современной Вологде сохранять историю и сделать город более удобным для приема туристов. Несколько дней назад он обсуждал эти вопросы на личной встрече с мэром Вологды Сергеем Воропановым.

Недавно снова оказалась на слуху тема арт-объектов: на Всероссийский конкурс «Культслед» был представлен проект арт-объекта «Вологодские кружевницы». И хотя по результатам зрительского голосования он не набрал нужного количества голосов, вопрос об установке арт-объектов вновь вызвал споры. По мнению Александра Сазонова, сама идея хороша – создать зримое воплощение образа вологодской кружевницы, однако место для этого предлагалось неудачное: «Снова речь шла о небольшом «пятачке» у Кремлевской площади, где совсем недавно уже было установлено «дерево желаний», а поодаль целая череда арт-объектов. Летом прошлого года в Кремлевском саду «выросли» сразу три арт-объекта: ганзейская ладья, кованые ворота-подковы и «ажурное» сердце, никак не связанные с историей города и не добавляющие ему красоты. Почему-то мы стремимся насытить такими объектами исторический центр – а он и без того насыщен, самоценен, и незачем отвлекать туристов от настоящих памятников. Арт-объекты превращаются в арт-мусор, а мы создаем псевдоисторию, при этом забывая историю настоящую».

Александр Сазонов уже выступал с предложением устанавливать в Вологде другие арт-объекты –говорящие об истории города, например, на месте не существующей сегодня церкви в Говорово. Это было единственное, помимо соборной колокольни, вологодское здание, на котором были установлены куранты, а на церковном кладбище в свое время были похоронены известные люди. Само название села, по легенде, связано с Иваном Грозным: якобы на пути в Вологду царь был молчалив, а заговорил только проезжая это место. Другая идея – увековечить память вологодских гидростроителей: более 450 лет назад во время строительства грозненского кремля было изменено направление течения реки Содемы на нижнем ее участке, в результате чего возникла речка Золотуха, игравшая роль крепостного рва. Хорошим местом для такого арт-объекта стал бы перекресток улиц Чехова и Предтеченской, и, по словам Александра Сазонова, есть мастер, который готов безвозмездно изготовить его по готовому эскизу. Вопрос о необходимости упорядочить процесс установки арт-объектов обсуждался осенью в рамках тематической площадки «Культура» в региональном штабе Общероссийского народного фронта по Вологодской области, и предложения были направлены в Администрацию города.

Итоги новогоднего туристического сезона вновь заставили задуматься о туристической привлекательности и инфраструктуре Вологды. «Лично у меня динамика положительная – народ едет, – говорит Александр Сазонов. – Причем география моих экскурсантов расширяется. Если в советское время 90% туристов составляли москвичи и ленинградцы, приезжавшие на выходные по профсоюзным путевкам в Вологду, Кириллов и Ферапонтово, то сегодня многие едут с севера – из Мурманска, Северодвинска, Сыктывкара. Были у меня гости из Смоленска, Екатеринбурга и, конечно, из Москвы и Санкт-Петербурга».

Некоторые предложения Александра Сазонова для улучшения показа Вологды туристам были реализованы: в нескольких местах обозначены знаками места стоянки туристических автобусов (например, у дом Волкова на Ленинградской, у Петровского домика, у драмтеатра на Советском проспекте). На Каменном мосту были установлены уличные часы – правда, они гораздо меньше, чем на старой фотографии.

Неприятным сюрпризом для экскурсовода и его гостей стал неработающий общественный туалет на ул. Мира. «В декабре специально туда зашел – спросил, сколько человек в день там бывает, – рассказывает Александр Сазонов. – Оказалось, около 50, и я подумал, что он скоро закроется, но не ожидал, что так быстро. В один из январских дней я в полной уверенности, что туалет есть, привет туда туристов – а там заперто, у дверей сугроб. Выручило ближайшее кафе, но вообще это не выход. Понятно, что общественный туалет – заведение неприбыльное, но оно необходимо, и надо искать варианты его субсидирования».

С проблемами пришлось столкнуться и водителям туристических автобусов. Например, на улице Маяковского, у здания бывшей пожарной части – в одном из туристических «эпицентров» Вологды – двум-трем большим автобусам невозможно развернуться. Негде и помыть такой транспорт, а это необходимо после 600-700 км езды по трассе. Где-то на выезде из города, считает Александр Сазонов, необходимо хотя бы одно место на автомойке для туристического автобуса. Новогодние массовые гуляния на площадях заставили задуматься и о том, что слышат жители и туристы, посещая центр города в праздничные дни. Звук из динамиков у эстрады, по словам экскурсовода, был настолько громким, что от него не удалось укрыться даже за стенами Архиерейского дома (Вологодского музея-заповедника – прим.ред.).

«Смотрю на фотографии Вологды середины прошлого века и делаю вывод, что мы действительно когда-то жили в городе-музее. Я родился в одноэтажном деревянном доме на Бестужевской улице. Он и соседний с ним двухэтажный дом, сейчас перенесенный на перекресток улиц Пролетарской и Ударников, имели, видимо, одного хозяина, ценителя классической архитектуры: фронтон большого дома украшали метопы и триглифы, а крыльцо маленького, давно снесенного, поддерживали дорические колонны. Совершенно чудесным образом у меня оказались ручки от входных дверей этого дома – латунные, трехфунтовые, сделанные в Туле братьями Синепальниковыми. Такие ручки украсили бы любой отреставрированный деревянный дом». А улицу Герцена, например, украсил бы восстановленный резной палисад рядом с домом № 37, а сам этот дом – герб дворянского рода Левашовых, детали которого хранятся в Вологодском музее-заповеднике. В старых городах, как Вологда, по мнению Сазонова, много возможностей для сохранения истории в деталях, и надо стараться их использовать.

Теги: Александр Сазонов
Светлана Гришина

Новости по теме