12+

«Шут», «беглец», «творец»... О героях пьес и их создании рассказала драматург Полина Бородина

Откуда берутся сюжеты для пьес, в чем преимущества современной драматургии, какие бывают герои в театральных историях, как на них влияют конфликт и события – об этом и многом другом рассказала вологжанам драматург Полина Бородина. Ее мастер-класс «Как написать пьесу. Драматургия – теория и практика» проходит в рамках лаборатории конкурса новой драматургии «Ремарка».

Полина Бородина – успешный молодой драматург, ученица Николая Коляды. В 2012-м она стала лауреатом премии «Действующие лица», в 2013 – лауреатом Всероссийского драматургического конкурса «Долг. Честь. Достоинство». Неоднократный участник театральных лабораторий и проектов («Березники – город-авангард»; «Свияжск АРТель», фестиваль «Территория»; лаборатория новой сцены Александринского театра, лаборатория NEDRAma), автор многих документальных пьес. Пьеса «Исход» вошла в тройку лучших пьес 2018 года по версии конкурса современной драматургии «Кульминация». Спектакли по ее пьесам поставлены во многих российских городах.

Разговор начался с того, кто такой современный драматург и каково его поле деятельности. «У современного драматурга несколько ролей, – считает Полина Бородина. – Во-первых, он пишет оригинальные пьесы. Во-вторых, он ведет непосредственную работу с театрами. Сегодня режиссеры все чаще сами ищут драматурга, который может подключиться к какой-то идее – написать о необходимой для них ситуации или раскрыть определенного героя. В этом случае драматург в сотворчестве с режиссером будут создавать здесь и сейчас свой уникальный проект. И драматург должен быть к такому готов, а для этого важно ориентироваться в современном театре».

Современный драматург в какой-то мере исследователь, он перенимает опыт ученых, используя их методы познания и анализа. У научной работы есть своя гипотеза, тема и развитие, и при создании пьесы выявляются эти же составляющие. Автор выстраивает гипотезу, стараясь ее или доказать, или опровергнуть в течение пьесы. Особенно это ощущается в документальном театре, потому что драматург здесь должен быть тем человеком, который готов провести свое исследование – ведь чтобы написать, к примеру, о проблемах людей того или иного поколения, нужно изучить то, чем оно живет. А самый мудрый совет, как признается Полина, который она может дать начинающим драматургам – читать пьесы современных авторов, чтобы не повторяться в чем-то или отметить для себя те или иные тенденции современной драматургии.

На первом из трех занятий обсуждался герой. Идеи пьесы, отметила Полина Бородина, могут возникнуть самым неожиданным образом – это, например, подслушанная в поезде история или рисунок на билборде, но в любой истории будут свои герои. Чтобы лучше понимать их и вписать каждого из них в концепцию драматургии, важно определить их архетипы. Это может быть «шут», который умеет веселить публику, но на самом деле у него трагедия в душе, или же это «беглец», скрывающийся от каких-то жизненных обстоятельств, или «творец» – творческий человек, создающий что-то уникальное. Есть еще «правитель», «любовник», «ребенок»... «Но самое главное для автора – ему должен быть интересен герой, или он знает про него то, что не знают другие, – подчеркнула Полина Бородина. – Важно ответить для себя на вопрос: зачем вы взяли этого персонажа, для чего будете с ним работать? У любого героя должна быть своя мотивация или, наоборот, отсутствие цели, проблема внутренняя или внешняя, а может и обе сразу, у каждого есть свой характер. А чтобы герой получился не «картонным», а живым, у него обязательно должно быть прошлое – что происходило с ним до того, как он попал в вашу пьесу. Если у героя нет прошлого, нет каких-то деталей, которые об этом говорят, то вряд ли вам поверят».

Каждый участник мастер-класса придумал себе героя, а самые смелые рискнули о них рассказать, отвечая на вопросы зала, тем самым буквально на ходу сочиняя историю. Полина Бородина отметила, что на ее мастер-классы пришли люди заинтересованные, некоторые даже уже с готовым героем и сюжетом, причем довольно любопытным, и из этого материала может получиться неплохая пьеса. На двух следующих занятиях участники узнают о системе взаимоотношений героев друг с другом и про то, какие события могут происходить в пьесе. Самый главный результат, как считает Полина Бородина, – появление в Вологде новых драматургов, которые представят произведения на конкурс «Ремарка». А эскиз по пьесе самой гостьи «Настоящее неопределенное время» будет показан в Вологде 2 июля артистами ТЮЗа и режиссером из Санкт-Петербурга Юлией Каландаришвили.

Ирина Сорокина