12+

Директор Фонда поддержки гражданских инициатив Людмила Кулик: «Мы даем людям удочку, а не рыбу… Свою идею человек должен реализовать сам»

Хотите сделать мир лучше? Есть идея, как очистить старый парк или накормить бездомных? Может, вы уже увлекли своим проектом друзей, но не знаете, как воплотить его в жизнь? В Вологде есть место, где вам бесплатно подскажут, с чего начать. Это Консультационный центр для некоммерческих организаций и гражданских активистов, который создан Фондом поддержки гражданских инициатив на средства гранта Правительства Вологодской области.

Центр существует с 2013 года и имеет безупречную репутацию. Людмила Кулик, Ирина Саласина, Анастасия Капралова – универсальные специалисты, которые постоянно развиваются в профессиональном плате. О том, как работает Консультационный центр сегодня, рассказывает директор Фонда поддержки гражданских инициатив Людмила Кулик.

Людмила Александровна, изменились ли запросы, поступающие от некоммерческих организаций (НКО), за эти годы?

Конечно, изменились. В 2013 году было актуально обучение. Некоммерческий сектор только развивался, и упор в нашей деятельности делался на обучение лидеров НКО. И сейчас-то не все понимают, что такое НКО, хотя многие с ними активно сотрудничают. Союз пенсионеров России – это НКО, Общество защиты животных «Велес» – тоже. Но восемь лет назад это было совсем в новинку. Также тогда не было такого разнообразия обучающих ресурсов как очных, так и в интернете. Сейчас люди могут самостоятельно изучить многие темы, поэтому на первый план выходят вопросы консультационной поддержки. Всем нам в сложной ситуации нужен опытный советчик. Наш центр и есть этот советчик и помощник.

Вы можете назвать вопросы, которые остаются в «тройке лидеров» все это время?

Самым популярным остается вопрос, как правильно написать заявку на грант. Это естественно: все ищут ресурсы, чтобы реализовать свои проекты. Я подчеркну, ресурсы, а не просто деньги. Ведь иногда ценнее денег оказывается чья-то своевременная помощь, например, скидка на услуги или хороший совет.

Вторым по популярности является вопрос, как создать НКО. Наш принципиальный подход – мы не пишем заявки на гранты и не заполняем документы. Мы помогаем правильно это сделать, вносим необходимые правки, советуем. Но как в известной притче, мы даем людям удочку, а не рыбу. Свою идею человек должен реализовать сам, учась и развиваясь.

И еще одна «вечная» тема – это бухучет и бухотчетность. У нас работает очень опытный бухгалтер Ирина Саласина, которая оказывает квалифицированную помощь.

У вас существует горячая линия для граждан. Что интересует наших земляков?

Номер горячей линии – 8 (911)500-11-13, он размещен во всех наших соцсетях. И здесь топ вопросов выглядит так: куда отдать вещи, посуду, книги. Многие НКО принимают помощь от граждан и распределяют ее между нуждающимися людьми. Иногда предоставляем свою площадку для таких благотворительных сборов.

Вопрос «наоборот»: где можно получить помощь вещами. Мы связаны с сетью благотворительных складов, куда направляем людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Также довольно часто спрашивают, где требуются волонтеры, куда можно направить свою созидательную энергию. У нас тесные партнерские отношения со многими НКО, и мы знаем, кому требуются добровольцы. Кстати, постоянно нужны волонтеры на благотворительные склады. Если кто-то не знает, куда приложить свои силы, мы с удовольствием подскажем.

Знаю, что существует чат для НКО. Там тоже можно получить нужные ответы?

Чат создан не для всех жителей, а для НКО и гражданских активистов, которые уже проявили себя в каких-либо добрых поступках, созидательных делах. Тут идет обмен информацией, взаимные консультации. Люди делятся важной информацией, просят совета и решают проблемы. Например, кому-то нужен хороший специалист, а кто-то готов отдать детскую коляску…

Где готовят таких универсальных специалистов, как вы и ваша команда?

Профильных вузов, где готовят сотрудников НКО, не существует, хотя, возможно, в будущем они появятся. Мы сотрудничаем с нашим Вологодским университетом, с факультетом, который готовит социальных работников. Ребята уже приходили к нам на практику.

Что касается меня, я окончила Ярославский МУБИНТ по специальности «Менеджмент управления человеческими ресурсами», но приходится постоянно пополнять свои знания, держать руку на пульсе.

Например, мы часто ездим в Архангельск, где существует Ресурсный центр для НКО. Скоро поеду на конференцию в Санкт-Петербург. А в Москве проводится ежегодный форум «Сообщество» для НКО. Это самое крупное мероприятие, во время которого проходят круглые столы, встречи, лекции федеральных лекторов. Нас знакомят с новыми тенденциями в развитии некоммерческого сектора, с изменениями в законодательстве в этой сфере. Нам нельзя останавливаться, надо расти, меняться в соответствии с требованиями времени.

Ольга Олевская