12+

Новый творческий проект Камерного драматического театра посвящен великому итальянскому сценаристу Тонино Гуэрре

Тонино Гуэрра – художник, поэт, драматург и сценарист – известен как автор более чем 100 сценариев к фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд мирового кино. Он работал с Феллини, Антониони, братьями Тавиани, шесть раз был удостоен премии «Оскар» и восемь раз – «Золотой пальмовой ветви», главной награды Каннского кинофестиваля. Художника многое объединяет с Россией. По его сценариям Андрей Тарковский снял фильмы «Время путешествий» и «Ностальгия», а по его прозе Владимир Наумов снял «Белый праздник» и «Часы без стрелок». Гуэрра дружил с Бэллой Ахмадулиной, работал с мультипликатором Андреем Хржановским. В 70-х он женился на русской женщине Элеоноре Яблочкиной. В 2007 году Тонино Гуэрра посетил Вологду: в арт-галерее «Красный мост» прошла выставка его работ.

Проект Камерного драматического театра «Дверь в другую комнату», премьера которого состоялась 2 декабря, рассказывает о неожиданной роли Вологды в жизни гениального итальянца. Он побывал здесь уже очень пожилым человеком, за пять лет до смерти. «В 2012 году в Италии мы познакомились с Лорой, женой Гуэрры, и она рассказала об их поездке в Спасо-Прилуцкий монастырь, – говорит режиссер Яков Рубин. – Там у него случился знаменательный разговор с одним из монахов. «Тонино, почему ты боишься смерти? – спросил его монах. – Ведь это как перейти из одной комнаты в другую». И эта мысль захватила его».

В спектакле использованы кадры видеосъемки с участием Тонино Гуэрры, которая велась во время его визита в Вологду. Зрители также видят на экране фрагменты рассказа Лоры, а со сцены звучат переведенные ею поэтические и прозаические произведения Гуэрры на тему любви, жизни и смерти. Декорации оформлены минималистически: по сути, их составляет лишь уменьшенная копия врат Водяной башни Спасо-Прилуцкого монастыря – та самая «дверь в другую комнату».

«В записи 2007 года Тонино Гуэрра говорит: «Я приехал сюда не за красотой шедевров архитектуры – я приехал сюда за смирением». И в монастыре он это смирение обрел, – объясняет Яков Рубин. – Причем он не был человеком верующим. У него был очень мощный витальный, чувственный настрой – это видно по вниманию к женским формам в его фильмах. И, тем не менее, из католической Италии ему пришлось приехать в православную Вологду, чтобы обрести смирение».

«Дверь в другую комнату» – философская история, в которой ставятся вопросы осмысленности бытия. Как говорит режиссер, любого большого автора трудно представить на сцене: у него свой собственный образный язык, и театр должен найти способ передать его эстетику, при этом оставаясь собой. В спектакле звучит музыка из фильма Феллини «Амаркорд», сценарий к которому писал Гуэрра, а в определенный момент вся сцена оказывается усыпана осенними листьями: посетив вологодский музей «Мир забытых вещей», он написал в книге отзывов, что Вологда встретила его листопадом…

Спектакль «Дверь в другую комнату» поставлен Камерным драматическим театром при поддержке Министерства культуры России и Российского фонда культуры: КДТ вошел в число победителей конкурса на оказание грантовой поддержки негосударственным театрам и получил субсидию на реализацию нового творческого проекта. Всего гранты получили порядка 40 организаций и предпринимателей, входящих в общероссийский реестр негосударственных театров, созданный Минкультом совместно с Союзом театральных деятелей России. Как подчеркивает министр культуры РФ Ольга Любимова, период пандемии стал для частных театров настоящим испытанием, поэтому было принято решение об их поддержке: важно, чтобы негосударственные институции остались яркой частью культурного пространства страны.

В следующий раз «Дверь в другую комнату» откроется в конце января 2022 года – афиша появится в группе Камерного драматического театра.

Напоминаем, что вход в театр возможен только при предъявлении QR-кода вакцинированного или переболевшего, либо отрицательного ПЦР-теста, также при себе необходимо иметь паспорт. Эти требования не распространяются на несовершеннолетних зрителей. Соблюдение масочного режима и социальной дистанции обязательно.

Светлана Гришина