12+

О триптихах Джанны Тутунджан рассказывает проект «Птица – Жизнь»

«Если бы я родилась в прошлые века и была мужчиной, то пошла бы в артель художников и стала расписывать храмы», – так говорила Джанна Тутунджан о мечте своей юности. Сегодня можно сказать, что в какой-то мере она ее осуществила. Художественные особенности картин мастера близки монументальной живописи, внутреннее содержание ее работ сродни фреске, оно посвящено общечеловеческим проблемам и обращено к большой зрительской аудитории. Не случайно художник на протяжении всего творческого пути работала над полотнами большого формата, часто выполненными в технике темперы. Обобщенный характер трактовки форм, значительная роль силуэта в сочетании с широкими плоскостями локального цвета, где цвет – основное средство выражения лирико-символической концепции произведения – вот главные черты, сближающие картины художника с фресковой росписью. Тяготение художника к большеформатным работам приводило зачастую к созданию триптихов.

В русском языке слово «триптих» появилось из древнегреческого, оно трактуется как трехсторонний, тройной, втрое сложенный. В изобразительное искусство триптих пришел из религиозной живописи и изначально представляет собой композицию из трех произведений, которые дополняют друг друга и объединяются в единое целое через общую идею, тему, сюжет, одних и тех же героев. Чаще всего средняя часть – основная, выделяющаяся не только размером, но и важностью содержания. 

Начиная с 1980-х годов, Джанна Тутунджан неоднократно обращалась к созданию трехчастных композиций, где центральное произведение поддерживалось созвучными в смысловом контексте работами, как правило, пейзажного характера. Нарастание меланхолических, а затем и драматических интонаций в творчестве имело под собой основание: молодое поколение покидало родные места, уезжало в города, деревни сиротели. Часто эти настроения проявлялись именно через пейзажи, являющиеся своего рода камертоном творчества художника. Среди подобных работ выделяется триптих «Лелей лоскут отеческой земли» (1986). Чуть ранее художником выполнен триптих «Поле» (1981), где левая и правая часть – портреты молодых людей – Иван да Марья. В образах героев ощущается некая незащищенность и почти бесплотность, что достигается благодаря колориту с преобладанием холодных разбеленных цветовых сочетаний, отдаленно напоминающих фрески. 

В триптихе «Ради жизни на земле» (2003) в центральном полотне изображен человек редкой и благородной специальности – спасатель. Лицо его полно боли и сострадания к людям, что усиливается нервной графикой ломких линий. В светящемся пространстве за его спиной угадывается подобие крыльев. Центральная работа триптиха выполнена в черно-белой гамме, и не случайно на контрасте с ней две боковые части представляют собой пейзажи, светящиеся небесной лазурью – «Майская береза» и «Лазурный день».

Синица – синь.
Синица – сень.
Назавтра будет
Ясный день.
Назавтра будет
Синий март.
И снова солнышко –
В азарт!
И снова будет
Таять снег.
Придет опять тепло для всех.
Опять закапает капель.
За ней появится апрель.
И снова побегут ручьи.
В них уплывут, как бы ничьи,
Все мои горести и беды.
И доживу я до Победы:
И, может, подберу ключи
К замку, что за зиму, в ночи
Мне не давал без сна покоя.
И, может, тот замок открою.
И, может, тайну ту оттаю.
И, что еще могу – узнаю?!..

Именно в пейзажных мотивах, выполненных с натуры, автор выражает свой безмерный восторг от красоты мира, ради которой и совершается подвиг. Природа в этих картинах, как и в других триптихах художника, выступает в обобщенном виде и становится таким же носителем идеи, как и другие компоненты изображения, но именно пейзаж создает эмоциональную законченность трехчастной композиции в целом. Еще одним примером подобной гармонии, в которой мы слышим голос души художника, является триптих «Последний снег» (1986), где также пейзажный мотив дополняет портрет главной героини центрального полотна.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнилось 90 лет со дня ее рождения.