Джанна Тутунджан – художник широкого диапазона, с равным успехом работавший в разных жанрах, оставивший нам портреты и многофигурные композиции, блестящие пейзажные полотна и натюрморты. Ее искусство многозначно по смысловой наполненности. Джанна Тутунджан обладала редким даром видеть то, что скрыто временем. Живопись воспринималась ею не как возможность изобразить некое событие, а как способ воплотить в материальную форму определенные идеи.

Даже обращаясь к жанру натюрморта, она остается верна своему творческому кредо. Любая вещь в ее исполнении теряет конкретный бытовой и житейский смысл и начинает принадлежать другому, нездешнему миру. Некоторые предметы под ее кистью превращались в магические символы и знаки, которые уводят от быстротечности и заставляют прислушаться к мерному ходу времени. Необычайно современна по стилистике и звучанию на сегодняшний день работа «Братыня» 1995 года, где на красном стуле, стоящем в мастерской художника, изображен один из старейших русских сосудов – братина, который был с народом и в горе, и в радости, занимая почетное место посередине стола. Наши предки с уважением относились к нему как к символу духовного братства. Обряды, связанные с братиной, несли глубокий смысл. В те времена люди из разных сел и городов собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из одной большой русской семьи. Эти традиции помогали людям жить в единстве. После проведения игрищ, например, закрепился обычай пускать братину по кругу, показывая, что и победители, и побежденные – все равны. Суть обряда – в силе единства. Устойчивость и прочность братины была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком пиру забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается другому часть сердца.

Часть своего сердца вкладывает и художник в каждую из своих работ, образы которых предельно лаконичными средствами затрагивают глубинные чувства, захватывают и не отпускают человека, иногда оставаясь навсегда в его душе. Так, пронзительный красный цвет стула, на который художник поместила братыню в одноименной работе, еще больше усиливает символику образа, расположенного в центре пространства, как в центре вселенной.

В «Братыне» Джанна Тутунджан, намеренно используя кинематографический прием, максимально приближает к зрителю образ-символ, выдвигая его на авансцену, изображая крупным планом. Этой работе в большей мере присуща декоративная целостность, что выражается в тяготении к уплощенности композиционного построения, в контурной интерпретации формы, в обобщении цвета. Плотный темный фон дощатой стены как бы прессует изображение, проецируя его на картинную плоскость, и вызывает ощущение замкнутости, создается своего рода барьер между миром картины и зрителем, он не дает проникнуть внутрь, излучая в то же самое время мощный энергетический поток. Зов души и собственных родовых корней открывает внутренний взор художника, позволяющий выхватить из родовой памяти и записать на холст видения образы из прошлого. Еще в 1966 году художник тушью и фломастером выполнила рисунок «Расскажи мне, братыня», где также изображен этот символ единения и братства, тех понятий, которые так близки и созвучны творчеству художника в целом.

Искусство Джанны Тутунджан – это не только поэтический взгляд на одухотворённый мир традиционной русской культуры, но и призыв к тому, чтобы каждый из нас остановился, оглянулся и понял, что забыл в прошлом нечто такое, чего ему не хватает и без чего русскому человеку сейчас жить просто нельзя. Свобода выражения и органичность мироощущения художника были естественным выражением большой духовной культуры, наследованной от предков, веры в свое предназначение и любви к искусству.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня ее рождения.

Теги: птица жизнь

Новости по теме