12+

Выставка портретов вологжан «Наши современники» работает в Доме Корбакова

Увидеть лица известных вологжан теперь можно не только на улицах Вологды, но и в областной картинной галерее: в музейно-творческом центре «Дом Корбакова» открылась выставка портретов «Наши современники».

В экспозиции представлено 56 работ семи молодых вологодских художников: профессионалов – Марии Ведясовой, Ольги Карпачевой, Аркадия Полякова, Олега Иванова и любителей – Павла Корягина, Романа Богданова и Ларисы Шубиной. Несколько лет назад они решили собираться вместе, чтобы писать портреты вологжан – известных и не очень; тех, кто делает что-то важное для города. В итоге получится целая серия портретов современников, известных земляков, достойных жителей Вологды. Свой общий проект художники так и назвали: «Вологжане-современники». Подробный материал об этом проекте можно прочитать в журнале «Сфера» (весна 2019 года) портала cultinfo.

Выставка «Наши современники», которая сейчас работает в Доме Корбакова – промежуточный итог этого проекта. Это подарок художников и картинной галереи к Дню города Вологды, который будет отмечаться в конце июня. Обычно к городским памятным датам, как заметил председатель Вологодского отделения Союза художников России Николай Мишуста, открываются пейзажные выставки, виды Вологды, – но в этом году город решили представить в лицах.

С портретов смотрят люди разных профессий, возрастов и национальностей: здесь много артистов вологодских театров (не зря предтечей проекта «Вологжане-современники» стало полуторагодичное коллективное писание портретов актеров Вологодского театра кукол «Теремок» к 80-летию театра: выставки этих работ ранее проходили в самом «Теремке», в «Доме Корбакова» и даже в Чехии), есть музыканты, журналисты, фотографы, искусствоведы, ветераны Великой Отечественной войны и горячих точек, поисковики, бизнесмены, представители национальных диаспор и активисты-общественники. Нередко художники писали друг друга – портреты их самих также встречаются на выставке. Символично, что в самом начале экспозиции есть портрет заслуженного работника культуры, искусствоведа, почти четыре десятилетия возглавлявшего Вологодскую картинную галерею – Владимира Воропанова, ушедшего из жизни в феврале нынешнего года. Именно при нем областная картинная галерея превратилась в один из крупнейших региональных художественных музеев страны.

Первой из вологжан, кого в начале 2018 года (после артистов театра кукол) художники уговорили стать натурщицей, стала заведующая «Домом Корбакова», искусствовед Светлана Корбакова. Вдова народного художника Владимира Корбакова, оставившего после себя целую галерею портретов современников, она как никто понимала ценность такого проекта и поддержала творческий союз молодых художников: «Рисование портретов – это вообще очень сложный жанр, не зря во всех академических школах, высших учебных заведениях всегда пишут с натуры. Невозможно написать портрет человека, не зная его анатомического строения. Поэтому то, что ребята взяли на себя труд быть продолжателями вологодской портретной школы – это дорогого стоит. После того как ушли наши признанные мастера портрета – Михаил Копьев, Джанна Тутунджан, Владимир Корбаков – этот пробел обязательно нужно было заполнить». Светлана Корбакова также отметила, что на подобных портретных сеансах нужно почаще бывать искусствоведам – и не только в качестве натуры, но и в качестве советчиков и критиков.

Такого же мнения придерживается и заместитель директора по научной работе ВОКГ, искусствовед Ирина Балашова, также прошедшая в этом проекте школу «молодого натурщика»: «Меня долго уговаривали позировать, я долго отказывалась, говорила, что не фотогенична, но в конце концов согласилась. И не пожалела: процесс оказался замечательным. Сидишь, разговариваешь с художниками в непринужденной обстановке, чему-то их учишь, они – тебя. Кто сомневается – всем рекомендую: в конце концов, если плохо получится, можно же никому не показывать результат. Я позировала летом, хоть и было очень холодно: пришла в трех кофтах, сидела такая нахохленная. Это видно и на портрете – Олег Иванов хорошо ухватил эту мою сущность, что я иногда люблю так хохлиться, сутулиться. Красивая женщина может позволить себе выглядеть по-всякому, поэтому я довольна портретом и благодарна всей этой компании художников за опыт. А самим художникам хочу сказать, что они большие молодцы, что вот так работают вместе, рука об руку, ездят на пленэры, собираются в разных местах для коллективного написания портретов: это очень важно. Это тренировка мастерства, когда смотришь, как работает другой, чему-то учишься, что-то перенимаешь – и таким образом самосовершенствуешься».

Поскольку на коллективных сеансах портретописаний художники располагаются по разные стороны от натурщика, портреты различаются не только манерой, но и ракурсом. Это хорошо заметно на примере трех вариантов портрета известного вологодского фотохудожника Александра Тарасовского – в исполнении Ларисы Шубиной, Олега Иванова и Марии Ведясовой. Это один из немногих натурщиков, портреты которых представлены на выставке в таком количестве: чаще здесь можно увидеть не больше одного-двух портретов одного человека. Всего за три с половиной года, что существует проект, написано несколько сотен портретов, а на выставке смогло уместиться чуть больше 50, поэтому отбор работ был жесткий. Зато на примере портрета Александра Тарасовского можно увидеть, как по-разному художники схватывают суть портретируемого, какая разная у них манера письма. Заслуженный художник России Николай Мишуста особо отметил становящийся узнаваемым творческий почерк Олега Иванова, который в этом году стал членом Союза художников России и продолжает совершенствовать свое мастерство в жанре портрета.

«Писать портреты с натуры – это очень ответственное и волнительное дело, – рассказывает художник Мария Ведясова. – Волнуешься, когда приглашаешь человека, волнуешься, как пройдет первая встреча, каким будет первый сеанс – от первого сеанса в портрете зависит очень много. Волнуешься, когда показываешь портрет – хочется, чтобы портретируемому понравилось. Когда мы работаем, времени не замечаем, можем работать часами, потому что получаем огромное удовольствие, происходит очень сильный энергетический обмен. И когда работаем, мы счастливы, и это счастье передается моделям, которых мы пишем». Если поначалу, говорит Мария, люди соглашались с осторожностью, а художники боялись «подступиться» к некоторым задуманным ими натурщикам, то сейчас, когда проект всё больше на слуху, отказов от моделей почти нет – все с удовольствием соглашаются побыть «натурой». Таким образом, проект еще и сплачивает городскую интеллигенцию, сдруживает людей самых разных профессий. «Жанр портрета позволяет остановить время, – уверена Мария Ведясова. – Уже изменились люди, которых мы писали несколько лет назад, кто-то изменил свое место жительства. Пройдет время, будут другие художники, другие легенды города, другие герои портретов – и всё, что мы сделали сейчас, станет уже частью истории города».

Посмотреть на эту современную историю города Вологды в лицах на выставке «Наши современники» можно в «Доме Корбакова» (ул. Октябрьская, 13) до 27 июня.

Елена Легчанова