Вологодские художники: «В проекте “Вологжане-современники” мы пишем нашу сегодняшнюю историю»

2019 Весна

Елена Легчанова

Вологодские художники – участники проекта «Вологжане-современники»Их часто называют «молодыми вологодскими художниками», что, конечно, весьма условно: всем им уже за 40, и все они зрелые, состоявшиеся в профессии мастера, но этот эпитет «прирос» к ним еще со времен занятий в молодежном объединении при Вологодском отделении Союза художников. Наверное, еще и потому, что они и вправду обладают «молодым» мироощущением: всегда готовы на эксперименты, дружны, легки в общении. В них абсолютно отсутствует снобизм заматеревших корифеев.

С годами потребность в общении у художников не отпала: они продолжают встречаться, вместе ездить на пленэры, приводят друзей, пополняя круг единомышленников. И придумывают общие проекты.

Один из них – проект «Вологжане-современники» – родился в прошлом году. «Мы решили писать портреты тех, кто делает что-то важное для нашего города. Есть такие люди, которых просто необходимо увековечить в кисти», – рассказывают художники. В итоге получится целая серия портретов современников, известных земляков, достойных жителей Вологды.

Кому первому из художников пришла в голову идея собираться в таком формате и оформиться в целостный проект, сейчас уже выяснить трудно. Кто-то говорит, что это идея Аркадия Полякова, кто-то – Марии Ведясовой. В любом случае предтечей проекта стало коллективное написание портретов актеров вологодского театра кукол «Теремок» к юбилею театра.

Аркадий Поляков: С портретами актеров все решил, можно сказать, случай. Мы встретились на улице с Еленой Алексеевной Бухариной, директором «Теремка», разговорились. Она сказала, что у театра юбилей, 80 лет, и вдруг у нас будет желание к этой дате написать портреты артистов? Я пришел к ребятам на студию, сказал, что есть такое предложение. Все очень живо восприняли эту идею, стали активно работать – и за 1,5 года мы написали более полусотни портретов и сделали прекрасную выставку, которую показывали и в самом «Теремке» на юбилей, и в Доме Корбакова, а в этом году театр повезет ее в Чехию. Мы очень сроднились с «теремковцами» и даже название нашему совместному коллективу выдумали – то ли «артхуды» (артисты-художники), то ли «хударты» (улыбается).

После этой выставки захотелось продолжения. И, кажется, Олег Иванов предложил – давайте писать вологжан. Людей, которых надо знать в лицо, с которых надо брать пример. Идея всем понравилась – и потихоньку начали.

Каминный зал Дома КорбаковаАктеров «Теремка» в тандеме с любимыми куклами художники рисовали в мастерской художественной школы, где работает Мария Ведясова. А вот проект «вологжане-современники» обрел другую прописку. Уже почти год каждое воскресенье (за редким исключением) художники собираются в каминном зале Дома Корбакова, приглашают «натуру» и пишут портреты вологжан. Первой была написана заведующая Дома Корбакова Светлана Михайловна Корбакова, которая и предложила художникам работать в главном (на сегодняшний день) здании Вологодской картинной галереи.

Идейным вдохновителем и организатором проекта стала Мария Ведясова. Она собирает художников, договаривается с героями портретов, решает все оргвопросы. «Мы ведь, художники, люди несобранные, а Маша нас как-то организует», – с улыбкой комментирует Аркадий Поляков.

Напутствие молодым художникам от Валерия СтраховаЛюбителей в проекте нет, все профессионалы с художественным образованием. Состав участников проекта варьируется – не все могут принять участие в каждом «сеансе», так как большинство художников заняты на основной работе, которая у каждого своя. Мария Ведясова – преподаватель в художественной школе, Павел Корягин – заведующий творческой мастерской в Городском дворце культуры, Ольга Карпачева и Аркадий Поляков – реставраторы в Вологодском музее-заповеднике, Олег Иванов и Ольга Борисовская, присоединившаяся к проекту не так давно, – дизайнеры интерьеров, Роман Богданов – дизайнер мебели, Лариса Шубина – стилист, ученица Юрия Соломкина, Валерий Константинов – член Союза художников России. Есть и «свободные художники», такие, как Александр Фуников.

Аркадий Поляков: Быть просто «свободным художником» сейчас очень, очень сложно. Мы ведь между собой тесно общаемся, знаем. «Чистое искусство» на сегодняшний день денег не приносит – много драм из-за этого, семьи разваливаются… Поэтому мы все где-то работаем. А воскресенья у нас теперь – для творчества, тут у нас есть возможность писать именно то, что мы хотим.

На сегодняшний день в рамках проекта художники написали портреты около двух десятков вологжан. Были среди них литераторы, актеры, бизнесмены, дизайнеры, работники железной дороги, ветераны войны.

Мария Ведясова: Мы приглашаем в проект как уважаемых и знаменитых людей, так и широко не известных, но в своем роде тоже замечательных и интересных. Тружеников, которые всю жизнь отдали любимому делу, ветеранов, людей необычных профессий (например, была у нас астролог Екатерина Жданова). Через проект мы знакомимся со многими и открываем их – сначала для себя, а потом, глядишь, и для современников. Так получилось, к примеру, с Львом Трикозом – дедушкой одного из моих учеников в художественной школе. Скромный, молчаливый, пришел позировать – стеснялся подойти к картине, посмотреть, что получается. А постепенно выяснилось, что он – почетный железнодорожник, легендарная личность, полмиллиона км безаварийного пробега, лауреат госпремии, 40 лет в профессии… Или Геннадий Шириков, ветеран войны, 93 года. Прошел путь от рядового до подполковника, участвовал в боевых операциях на территории Польши, Германии, освобождал Краков, форсировал Одер, был в числе освободителей Освенцима…

Некоторые натуры так заинтересовывают художников, что их просят позировать дважды, в разных образах. Так произошло, к примеру, с Николаем Сайкиным, активистом по восстановлению усадьбы Спасское-Куркино. Первый раз его писали с книгой в руках в «гражданском», но сразу же заявили, что обязательно хотят запечатлеть его в валенках (Сайкин известен как изготовитель валенок на катавальне в Вотче; сейчас валенки изготавливает его сын Егор – прим.ред.).

Что примечательно – натура одна, но портреты у всех художников получаются абсолютно разные. У каждого мастера свой почерк, своя манера. Вообще, портрет – один из самых сложных жанров изобразительного искусства, так сказать, «высший пилотаж». Поэтому в какой-то мере в проекте художники еще и проверяют себя на профессионализм.

За работойВ каминном зале Дома Корбакова по воскресеньям стоит ядреный запах масляной краски, для неподготовленного нюха непривычный и резкий. Художники его, конечно, не замечают, даже в какой-то мере наслаждаются, а вот выдержке натурщиков остается позавидовать. Потому что сидеть неподвижно приходится по 3–3,5 часа, а иногда и больше.

Позировать очень тяжело, признаются они. Тело в одном положении быстро затекает. «Первый час сидится нормально. Потом уже хочется встать. Но вроде как стесняешься, люди ведь работают. А они мне потом говорят: так чего не встал? Мы-то о времени забываем, можем целый день писать», – смеется Николай Сайкин.

Портрет пишется за 3–4 сеанса. Некоторые «модели» целиком доверяются художникам и до окончательного завершения работы не решаются посмотреть, что получается. Другие рассматривают получившееся после каждого сеанса и комментируют увиденное. Конечно, не так, как малышки, которых рисовал художник Тюбик в сказке Носова про Незнайку: «Рот чуточку поменьше… Еще, еще!»...

Мария Ведясова: На самом деле мы всегда ждем отзывы от натурщиков. Потому что себя знаешь лучше, в зеркале каждый день видишь, можешь и посоветовать что-то. Иногда приходится спрашивать какие-то детали – например, какого цвета глаза, чтоб не подходить и не заглядывать. Но многие доверяют нам и не вмешиваются. Потому что знают, как легко можно обидеть художника (улыбается). Хотя мы не обидчивые.

Бывают проекты краткосрочные, а проект «вологжане-современники» – долгосрочный, а вернее всего – бессрочный. Художники не ограничивают себя временными рамками, не говорят о времени завершения проекта.

С ветераном войны Геннадием ШириковымАркадий Поляков: Нам хочется оставить свой след у себя на родине. Чтобы вологжане были увековечены. Надеемся, что у этих портретов будет счастливая судьба – хорошо бы они потом хранились где-то вместе – например, в Вологодской картинной галерее.

Мария Ведясова: Пока пишется, будем писать. Уважаемых людей на Вологодчине бесконечное множество; нам каждый интересен. Спасибо, что они не отказываются (хотя, были случаи, что и отказывались, стесняясь), ведь позировать очень сложно. Мы всегда рады откликнуться на предложение новых кандидатов в «натурщики». Вообще, мы относимся к этому проекту со всей серьезностью: осознаем, что пишем, в общем-то, нашу сегодняшнюю историю.