Статья историка русской архитектуры, профессора славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, фотографа Уильяма Брумфилда «Ильинская церковь в Цыпино: возрождение шедевра деревянного зодчества» опубликована на сайте «Russia Beyond»

Историей русской архитектуры выпускник Калифорнийского университета Брумфилд занимается с 1983 года; впервые же он посетил СССР в 1970 году. Исследователь прожил в СССР и России в общей сложности почти 15 лет, путешествуя по Русскому Северу и фотографируя сохранившиеся памятники традиционной архитектуры. Особо пристальное внимание Брумфилда обращено на деревянное зодчество, а также храмы Вологды и Вологодской области. Коллекция Уильяма Брумфилда, находящаяся в Национальной Галерее искусства в США, насчитывает 167 тысяч фотографий. В этом материале также использована фотография Сергея Прокудина-Горского.

***

В начале XX века русский химик и фотограф Сергей Прокудин-Горский разработал трехфазовый процесс создания цветных фотоснимков. Его замысел фотографии как формы образования и просвещения был реализован в серии необычайно ясных и наглядных снимков памятников архитектуры в центральной России.

Особенного интереса заслуживают его экспедиции на Русский Север летом 1906 и 1916 годов – две последние экспедиции перед окончательным отъездом из России в 1918 году. Фотографии этого периода запечатлели несколько деревянных храмов и часовен, большинство из которых не сохранились. 

В Петрозаводске, столице Республики Карелия, Прокудин-Горский сфотографировал две большие деревянные церкви, одна из которых посвящена святым апостолам Петру и Павлу. В некоторых источниках называемая собором, церковь была построена в начале XVIII века в правление Петра Великого. 

По местным легендам, храм был спроектирован царем собственноручно, и посвящение храма имеет прямое отношение к небесным заступникам Петра. Так или иначе, кто бы ни был автором проекта, весьма вероятно, что Петр рассматривал этот храм в качестве утверждения русского присутствия в приграничной стратегически важной области (оспариваемой Шведским королевством). Стоит отметить, что в эти же годы (1703-й) был основан Петрозаводск, «петров завод», для организации производства стали, используемой в период Северной войны в новом русском военно-морском флоте. 

В октябре 1924 года Петропавловская церковь была уничтожена ударом молнии. Таким образом, снимок Прокудина-Горского 1916 года с великолепным освещением – наилучший сохранившийся вид утраченного памятника. Его отчетливо вертикальный облик основан на традиционной форме ярусного храма: конструкция состоит из восходящих восьмиугольных ярусов. 

В то же время в Петропавловской церкви присутствуют элементы, свойственные новой, «петровской» храмовой архитектуре – это высокий шпиль и балконы, позволявшие использовать верхние ярусы для обозрения Онежского озера. В 1784 году к храму (или собору) были добавлены неоклассические детали и дощатая обшивка, покрашенная в белый цвет.

Хотя Петропавловская церковь в Петрозаводске более не существует, другие храмы ярусного типа сохранились в пространстве Русского Севера. Особенно сильное впечатление производит храм 1755 года постройки в деревне Цыпино Вологодской области. Недавно на высочайшем уровне была проведена его комплексная реставрация.

Этот удивительный деревянный памятник расположен неподалеку от Ферапонтова монастыря, одного из наиболее почитаемых в России духовных и культурных центров. Монастырь был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО благодаря великолепным фрескам начала XVI века. Остается неизвестным, посещал ли Прокудин-Горский этот монастырь – находящиеся в считанных километрах Кирилло-Белозерский монастырь и Воскресенский монастырь в Горицах он документировал довольно подробно.

Моя собственная встреча с церковью Ильи Пророка была очень удачной, я посещал ее до и после масштабных реставрационных работ. В июле 1999 года я обнаружил ее в плачевном состоянии деревянной руины, выросший густой лес вокруг которой уже был расчищен. Пятнадцатью годами позже, когда я в июле 2014 года возвратился к церкви, она уже пребывала в отличном состоянии в результате великолепно проведенной реставрации. 

Сама деревня Цыпино к настоящему моменту стала совсем крошечной, между тем ее зарождение относится к XVI веку; к концу XIX века она уже была центром процветающей сельскохозяйственной общины, объединяющей два десятка близлежащих деревень. В то время она вплотную примыкала к духовному центру, известному как Цыпинский погост, состоящему из Ильинской церкви и каменного храма (1800) с двумя престолами – в честь Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Вся территория погоста, включая приходские здания и кладбище, была обнесена внушительной деревянной оградой, окрашенный в белый цвет.

Не дошедшая до нас в первоначальном виде церковь Пророка Ильи была построена из сосновых бревен, ее освящение состоялось в 1756 году. Высокий и просторный объем церкви состоял из восходящих восьмиугольных ярусов, нижний из которых опирался на также восьмиугольную основную часть храма, от которой, в свою очередь, исходили четыре рукава, образующие горизонтальный крест. В восточном рукаве располагался алтарь, западный рукав служил главным входом.

Основная часть церкви с южной, западной и северной сторон была дополнена выступающими галереями, стоящими на вертикально расположенных бревнах, все еще видимых на моих фотографиях 1999 года. Такое композиционное решение – удивительное сочетание конструктивной изобретательности и эстетической стройности, усиленное красотой места, с которого открывается прекрасный вид на Ильинское озеро.

Средоточием внутреннего убранства церкви был высокий иконостас, поднимающийся к куполу, образованному верхними ярусами. Четыре величавых ряда святых образов взирали сверху на собравшихся в широком восьмиугольном пространстве храма, не обремененном колоннами или иными опорными элементами. 

Священником, прослужившим в Ильинском храме большую часть XIX века, был Иоанн Бриллиантов. Двое его сыновей, Александр и Иван, впоследствии стали специалистами по истории России. В частности, Иван сыграл ведущую роль в исследовании и сохранении художественного наследия Ферапонтова монастыря. К большому сожалению, оба они стали жертвами волны советских репрессий 1930-х годов, направленной против региональных историков. 

Закрытый в 1935 году, храм Ильи Пророка постепенно приходил в упадок. Купол обрушился в 1958 году, вскоре после этого обвалились два верхних яруса. К этому моменту храмовые иконы были уже перенесены в расположенный поблизости краеведческий музей, образованный в бывшем Кирилло-Белозерском монастыре в Кириллове. Соседняя церковь Дмитрия Солунского была разобрана на кирпичи, и большая часть находившихся в погосте построек была разрушена. 

К счастью, главный образец русской деревянной архитектуры был запечатлен в фотографиях, и не был предан забвению. В 1995 году Ильинская церковь указом Президента РФ была включена в перечень архитектурных памятников федерального значения. Когда я впервые фотографировал церковь летом 1999 года, уже начались работы по расчистке сильно заросшей местности вокруг сохранившихся бревенчатых конструкций основной части храма.

Непосредственно реставрационные работы начались в 2003 году под управлением Александра Попова, ведущего специалиста по методикам исторической реставрации деревянных памятников. Первоочередной задачей был разбор и дальнейшее исследование существующей части здания. Изучение сохранившихся следов на дошедших до нас бревнах привело к необходимости воссоздания аутентичных удлиненных топоров с узкими лезвиями, повторяющих те, что были использованы при первоначальном строительстве храма в XVIII веке. 

Тщательное и методичное воссоздание церкви мастерами-ремесленниками продолжалось все лето 2009 года, после чего памятник был открыт для посетителей. Как и в XIX веке, наружная поверхность храма была обшита досками, покрашенными в белый цвет.

Практика дощатой обшивки была обычной для XIX и начала XX веков, однако послевоенные советские реставраторы деревянных памятников практиковали снятие обшивки для достижения оригинального облика. Новейшего подхода восстановления деревянной облицовки придерживаются в тех случаях, когда о ее наличии ясно свидетельствует документация. Некоторые утверждают, что это также способствует сохранению бревенчатой структуры. Что при этом скрывает структурные элементы и методы, которые я фотографировал в 1999 году. 

Внутри Ильинской церкви продолжались работы. В 2010 году восстановление резного иконостаса было реализовано с использованием фотографических репродукций оригинальных икон, сохраненных в музее Кирилло-Белозерского монастыря. В галерее Ильинского храма также представлены экспонаты, посвященные Ильинскому приходу и местной народной культуре.

В наши дни к величественной Ильинской церкви присоединена небольшая бревенчатая часовня, привезенная из соседней деревни Пасынково. Квадратные бревна часовни, соединенные методом «ласточкин хвост», были собраны заново на новом месте командой польских реставраторов.

Хотя Цыпинский погост и не воссоздан целиком в своем дореволюционном облике, он возрожден как достойное дополнение к шедеврам Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей. Сам город Кириллов сейчас – штаб-квартира Национального парка «Русский Север», тесно связанного с такими туристическими направлениями, как Белое Озеро, соседний исторический город Белозерск и горнолыжный курорт на Цыпиной Горе. 

Несмотря на продолжающуюся утрату памятников русского деревянного зодчества, храм Ильи Пророка в Цыпино является поразительным свидетельством того, что может быть сделано при правильном сочетании исторической документации, технических знаний и финансовой поддержки.


Читайте также: Чарующие деревянные храмы к северу от Вытегры: Саминскому Погосту посвящена новая статья Уильяма Брумфилда

Читайте также: На полпути между столицами России: Вытегре посвящен большой материал Уильяма Брумфилда

Теги: Цыпино, реставрация, Уильям Брумфилд
Уильям Брумфилд. Фотографии Сергея Прокудина-Горского и Уильяма Брумфилда. Перевод Андрея Козлова

Новости по теме