Творческий проект «Лаборатория молодой режиссуры», посвященный 85-летию театра кукол «Теремок», прошел в Вологде. Молодые постановщики из Москвы и Санкт-Петербурга вместе с актерами театра кукол за три дня работы лаборатории создавали эскизы спектаклей по произведениям Евгения Замятина и Льва Рубинштейна. Показы готовых лабораторных эскизов прошли в конце прошлой недели на двух площадках театра.

Для обсуждения работ в Вологду были приглашены заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол Центрального аппарата Союза театральных деятелей России Ольга Глазунова, российский историк театра, театральный критик, драматург Борис Голдовский, руководитель литературно-драматургической частью Центрального театра кукол имени Сергея Образцова Нина Монова, театральный критик, главный специалист кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей Алексей Гончаренко.

После показов постановщики спектаклей ответили cultinfo на несколько вопросов.

Эскиз спектакля «Наводнение» 16+ по произведению Евгения Замятина представили выпускницы мастерской Бориса Константинова и Виктора Антонова в ГИТИСе Александра Громова и Анна Коонен. Кстати, именно режиссер Борис Константинов в тандеме с художником Виктором Антоновым представили вологодскому зрителю свое прочтение всемирно известной новеллы Проспера Мериме «Кармен» 16+, получившее впоследствии «Золотую маску».

Расскажите об эскизе, над которым вы работали.

Александра Громова: Мы показали отрывок по произведению Евгения Замятина «Наводнение» 16+. Это рассказ о трудной судьбе женщины, которая не могла родить ребенка. Она приютила в семью девочку-сироту, но из этого ничего хорошего не вышло. Это трагическая женская история. И мы принципиально делаем этот отрывок без участия актеров-мужчин. Воображение главной героини детально дорисовывает нам всех остальных персонажей. Мужа, например, она видит в образе его сапог…

Лаборатория шла всего три дня. Вы приехали с уже готовым замыслом по декорациям?

Анна Коонен: Часть декораций делалась в цехах «Теремка» по моим эскизам по предварительной договоренности. Сцена оформлена досками, которые образуют забор и плотик-полоскалку на берегу реки. Даже вода присутствует. С собой мы привезли кукол.

Работая над эскизом уже на месте, мы с актрисами определяли какие-то технические моменты – как во время спектакля можно менять те или иные элементы декорации, чтобы видоизменять локацию.

Музыкальный материал также был задуман вами заранее или родился здесь с актрисами, исходя из их вокальных возможностей?

Александра Громова: Да, конечно, музыкальный материал был продуман заранее. Изначально для эскиза спектакля были отобраны поющие актрисы. Но на лабораторию невозможно привезти с собой музыкального руководителя, поэтому здесь нам очень помогла заведующая музыкальной частью «Теремка» Лариса Балонова.

Что дают вам как постановщикам такие мероприятия как лаборатория молодой режиссуры?

Александра Громова: Лаборатория – это такая проба пера, тут ты можешь ошибиться, в процессе отработать какие-то моменты с артистами, «размять» идею постановки и наглядно увидеть то, что не можешь понять у себя в голове. В работе над эскизом спектакля присутствует и элемент спонтанности, когда в процессе понимаешь, что нужно что-то добавить или поменять. К тому же мне было интересно поработать с актерами в стенах столь профессионального и очень дружелюбного театра. Спасибо «Теремку» за такой теплый прием!

Эскиз спектакля по произведению Льва Рубинштейна «Мама мыла раму» 16+ кардинально отличался от первой постановки. Постановщиком выступил режиссер и актер Филипп Бородин. Филипп окончил Ярославский государственный театральный институт. Работает в театре Karlsson Haus в Санкт-Петербурге и в Московском театре кукол. С 2020 года состоит в Международном Союзе Кукольников UNIMA.

В нижнем зале кукольного театра гости и артисты расположились за круглыми столами, чтобы сыграть... в лото. Уютную домашнюю атмосферу создавал теплый свет настольных ламп. Доставая из мешка очередной бочонок, актер-ведущий зачитывал соответствующую номеру карточку из книги детских воспоминаний Льва Рубинштейна. В ответ участники игры делились своими историями и ассоциациями.

Филипп, как родилась идея сделать такую историю?

Филипп Бородин: Мне кажется, само время подталкивает к таким историям… У всех нас сейчас достаточно большой зрительский опыт, мы много насмотрелись на прекрасное исполнение ролей, актерскую технику и понимаем, что любой актер может сыграть что угодно. Поэтому, как мне кажется, и появляется большой запрос на разговор человека с человеком. Тем более в мире гаджетов остается так мало места живому человеческому общению.

Кроме того, актер зачастую не воспринимается как простой человек. Поэтому наш спектакль – это уникальная возможность посидеть с артистами за одним столом, поговорить обо всем. А для актеров это возможность пообщаться со зрителем напрямую, глаза в глаза.

Как вы определите жанр постановки?

Филипп Бородин: Сложно определить, это близко к идеям иммерсивного театра. У нас также нет сцены, и публика непосредственно «погружена» в разворачивающееся действие. Но в нашем спектакле нет сценария, реплик, актеры не играют роль...

Как же вы репетировали?

Филипп Бородин: Это та история, которая не репетируется в классическом понимании этого процесса. Просто мы взяли текст Рубиншейна и каждый рефлексировал на его основе в меру своих возможностей, желаний и жизненного опыта. Мы прекрасно вместе с ребятами поработали.

Эскиз удался?

Филипп Бородин: Безусловно. Я услышал столько позитивных отзывов от участников. Спектакль еще нигде не показывался, задумку, набросок я привез в Вологду впервые. Мне хотелось, чтобы каждый актер мог быть сам собой – и это удалось. Хорошо еще, что у нас подобрался такой разновозрастной состав. Рубинштейн пишет о своем детстве, будучи уже взрослым. И мне было очень интересно посмотреть, как взрослый человек смотрит туда – в детство – и как молодые ребята. У них же разные дистанции для этого взгляда.

Надеемся, что новые спектакли по итогам творческой лаборатории смогут появиться и в афише Вологодского театра кукол.

Теги: Теремок, театр кукол, спектакль
Мария Гуляева

Новости по теме