Выставка подлинников работ выдающегося баталиста Василия Верещагина из разных музеев России под названием «Казалось, мир мне будет мал...» 12+ работает в Доме-музее Верещагиных в Череповце. Часть работ можно будет увидеть до 9 декабря этого года. Но картины, предоставленные Третьяковской галереей, где находится самое большое собрание работ художника, покинут Череповец и вернутся в Москву уже 23 ноября, поэтому тем, кто хотел увидеть работы великого земляка в оригинале, стоит поторопиться с посещением музея.

Выставка открылась к 180-летию художника в каменном здании музея Верещагиных по адресу г.Череповец, ул. Социалистическая, 28, что стало двойным событием. Дом впервые распахнул свои двери посетителям после реставрации.

Каменное здание – Дом Никоновой, где теперь располагается часть музейной экспозиции – не принадлежало Верещагиным: его передали музею к 150-летию художника в 1992 году. Изначально экспозиция располагалась на двух этажах: на первом рассказывалось о маслоделе Николае Васильевиче, а на втором – о живописце Василии Васильевиче. Затем была создана временная экспозиция «Мир, семья, война».

Однако дом без капитального ремонта постепенно приходил в негодность.

 «В здании проваливался пол. Отсутствие отмостки приводило к тому, что вываливались куски фундамента – всё трещало по швам. А когда шел дождь, стены первого этажа почти до потолка были мокрыми. Без проведения работ дом мог быть утрачен навсегда», – рассказывает научный сотрудник мемориального музея Верещагиных Любовь Маликова.

Статус объекта культурного наследия регионального значения был присвоен Дому Никоновой относительно недавно – в 2020 году. Следовательно, памятник нуждался не просто в ремонте, но в реставрации. На восстановление дома 34 млн рублей выделила компания «Северсталь». Научно-проектная документация была разработана «Вологдареставрацией», работы выполняло ООО «Бизнесконсалт». Авторский архитектурный надзор осуществляла вологодский архитектор Елена Никитина.

Появление дома приходится на период, когда в историческом центре Череповца наблюдался активный рост частной каменной застройки. Дом возводился в 1855 году по проекту губернского секретаря Павла Подшивалова для «череповских мещан, братьев Сергея, Филиппа и Алексея Михайловых Кадобных».

«Архитектура этого здания соответствует канонам позднего классицизма и является довольно точным воплощением одного из «образцовых» фасадов, разработанных еще в конце XVIII – начале XIX веков. «Образцовые» или «примерные» – то же самое, что в XX веке типовые проекты. Согласно «Материалам для оценки городских недвижимых имуществ» от 1901 года, этот дом принадлежал Татьяне Ивановне Никоновой, вдове коллежского асессора и оценивался в 4237 рублей. Здание за более чем полуторавековую историю своего существования неоднократно достраивалось и перестраивалось», – отмечает архитектор Елена Никитина.


Дом Никоновой. Фото 1991–1992 гг. Ремонтно-реставрационные работы были начаты летом 2021 года. Интерьеры Дома Никоновой. Июль 2020 года. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Ворота и калитки до реставрации. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Дверная ручка в процессе реставрации. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Дверная ручка до реставрации. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Дранка. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной На кровле отреставрированы слуховые окна, печные трубы, дымники и дождеприёмные воронки. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Лестница до реставрации. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной 51.	Отреставрирована потолочная дранка. Ведется штукатурка потолков двойным набрызгом механическим способом. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Вычинка кирпичной кладки цоколя. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной Штукатурные работы. Вырублен проем эвакуационного выхода на месте ниши. Фото из архивов Владимира Лукина и Елены Никитиной

Ремонтно-реставрационные работы проводились в 2021-2022 годах.

«Восстановление деревянных зданий у Германа Якимова занимает не менее двух лет. А здесь каменное здание отреставрировали меньше чем за год – невероятно короткие сроки для такого объекта. При этом объем работ превышал сметы. Кирпичная кладка, особенно цокольная ее часть, находилась в плохом состоянии. На отдельных участках вычинку приходилось делать на всю толщину стены», – рассказывает архитектор Владимир Лукин.

Внутри дома сохранилось немало подлинных элементов. Например, родные исторические двери со стеклом. Ручки от них находились на хранении в музее и после реставрации заняли свои места. Печи оштукатурили, а сохранившиеся печные дверцы очистили и покрасили.

Особенно бережно специалисты отнеслись к исторической деревянной лестнице в доме: форма ее не менялась, подгнившие места были заменены протезами.

Для каждого зала была подобрана своя цветовая гамма. Пробные выкрасы делались в процессе выполнения работ. Цвета связаны с жизнью и творчеством Василия Верещагина.

 «Мечтая о новой экспозиции, мы думали, что сможем показать всё о Василии Васильевиче и его передвижениях по миру. Но так случилось, что ни Америка, ни Франция, ни Германия не вместились. На втором этаже мы показали три его главные военные серии: Туркестанскую, Балканскую и Наполеоновскую. А о путешествиях рассказываем уже в дополнительных лекциях. Цвета для залов выбрали соответствующие. Туркестан – это охра, вызывающая ассоциации с пустыней, Средней Азией, это теплый цвет земли, яркое солнце. Балканы – холодный зеленый цвет. Индия, Палестина и Наполеон I в Москве – карминный. В музейном пространстве это всегда выигрышный цвет для фона. Север России – это белые ночи, сиренево-серо-голубой цвет. Японский зал – желтый, как желтый дракон», – объясняет Любовь Маликова.

Обновленная экспозиция и подлинники работ Василия Верещагина  из крупных российских музеев ждут посетителей в отреставрированном здании музея Верещагиных в Череповце Копия Георгиевского креста IV степени, которым генерал Константин фон Кауфман наградил Верещагина. Верещагин В.В. Армия Наполеона при отступлении. 1894

Аналогично были подобраны и экспонаты. В зале Русского Севера показана вологодская резьба, кружево, крестьянская утварь. О Туркестане и Кавказе красноречиво говорит оружие тех мест: кремнёвое ружье, кинжал-бебут, персидская шашка. О поездке Василия Верещагина в Палестину напоминают шишка ливанского кедра и чернильный письменный набор с верблюдом, привезенные художником из путешествия. 

Молодой натурщик в драпировке. Академический рисунок Василия Верещагина. Тройка в данном случае не оценка. В академии выбиралось 10 лучших работ, среди них карандашный рисунок Верещагина шел третьим. Верещагин В.В. У дверей мечети. Туркестан. 1870-е Верещагин В.В. Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. 1874-1876 Верещагин В.В. Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875

Также в витринах выставлены военные мундиры времен Наполеоновского нашествия и Балканской войны.

Каждый раздел содержит один или несколько подлинников. В зале Индии и Палестины – это картина «Индусы». В Балканской серии – портрет Сергея Верещагина. В русско-турецкую войну брат художника был адъютантом генерала Михаила Скобелева. Сергей погиб во время штурма Плевны. В экспозиции можно увидеть копию его записки, написанной за полчаса до смерти.

Наполеоновская серия представлена в основном цветными литографиями с работ Верещагина. Литографии были выпущены к 100-летию военной кампании Наполеона в России. Сам цикл работ «1812 год» хранится в Историческом музее.

Дополняют серии фототипии (фотокопии картин), которые художник заказывал в Мюхнене.

Перечисленные разделы являются частью постоянной экспозиции. Временная выставка «Казалось, мир мне будет мал...» 12+ занимает первый этаж. Там демонстрируются подлинники Василия Верещагина из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Ярославского художественного музея, Рыбинского музея-заповедника, а также из частной коллекции Алексея Егорова. Многие работы череповчане и гости города видят впервые. Так, картины из фондов Третьяковки «Бхил» и «Гробница султана Ильтутмыша в старом Дели» не экспонировались даже в основном зале галереи.

После того как выставка покинет стены музея, на первом этаже под временные экспозиции будет предусмотрена одна комната. Она же станет музыкальной гостиной. Постоянные экспозиции планируется менять и дополнять в процессе работы.

Шишка ливанского кедра Чернильный набор Верещагин В.В. Этюд. Вологда. 1893-1894 Верещагин В.В. кружевница Пахтусова. 1893-1894 Верещагин В.В. Голова турка. 1877 Верещагин В.В. Белая лошадь. 1883 Верещагин В.В. Гробница султана Ильтутмыша в старом Дели. 1875
Теги: дом никоновой, Череповец, выставка, Василий Верещагин
Алина Махлина

Новости по теме