В минувшие выходные Вологодский драматический театр открыл новый 175-й творческий сезон спектаклем по одному из самых известных произведений Александра Пушкина «Капитанская дочка». Режиссер из Озерска Никита Золин представил свою интерпретацию повести, он же стал автором инсценировки.

Это уже не первая работа режиссера в вологодском театре. С прошлого года здесь на малой сцене успешно идет его спектакль «Человек в закрытой комнате». В этот раз в распоряжении режиссера были большая сцена, практически вся труппа и произведение, которое всем хорошо знакомо со школьной скамьи.

История любви двух совсем юных героев – Петра Гринева (Иван Бобровников) и Марии Мироновой (Виктория Хмелевская) на фоне непростых исторических событий становится не только проверкой на честь, чувства и надежность, но и своеобразным экзаменом во взрослую жизнь. Два акта спектакля совершенно разные по своей интонации, ритму и динамике. Первый – спокойная размеренная жизнь в Оренбургской крепости, куда волей отца приезжает служить Петруша. Из испытаний здесь – буран по дороге на службу и странная встреча с незнакомцем, ставшей судьбоносной для юноши, а также дуэль со Швабриным (Александр Андреев). В самой крепости все настолько тихо и мирно, что солдаты стирают белье, пишут стихи, а руководит всеми даже не сам комендант (Владимир Смирнов), а его жена – Василиса Егоровна (Лариса Григорова). В этой обстановке есть время и помечтать, и влюбиться. И даже сама дуэль, как детская забава для Гринева и Швабрина, обошлась, но стала своего рода импульсом к признанию в любви, ведь предмет обожания оказался рядом с Петрушей и оценил поступок.

Второй акт – уже сосем другая динамика и напряжение. Пугачевский бунт, опасность, жестокие расправы. Из мальчика Петруша Гринев в этих жизненных перипетиях превращается в мужчину-защитника, для которого слова «честь» и «достоинство» стоят превыше всего. Ему не просто, где-то он идет на риск, спасая любимую. Где-то боится, говорит с дрожью в голосе. Но ни разу не отходит от главного принципа – быть честным. Именно за это и уважает его разбойник Емельян Пугачев (Николай Акулов), и даже откровенничает, что его власть держится на силе, а довериться по-настоящему и некому. Под стать своему жениху и капитанская дочка, которая осмеливается просить за своего любимого у самой императрицы (Полина Бычкова).

В этой истории соединились две линии – романтичная любовная из пушкинской эпохи и практически современный блокбастер. Дополняют атмосферу видеоряд и музыка, очень точно оттеняющие происходящее на сцене. Лаконичные, но в то же время емкие декорации подчеркивают значение крепости в жизни главных героев. Высокая деревянная конструкция – как символ защиты от невзгод, обитель любви, и в тоже время – место боев и площадь для расправы. Здесь на самой вышине под звездами состоится признание в любви, и именно на эту почти недосягаемую высоту поднимется Маша Миронова, чтобы рассказать всю правду императрице.

«Для меня это непростая работа, у меня уже был опыт постановки классики, но на камерной или малой сцене. А здесь меня пригласили поставить на большой и такой массовый спектакль по Пушкину. У нас получилось многожанровая история, в этом произведении поднимаются очень серьезные темы, которые никак не обойти, поэтому первый и второй акт очень сильно отличаются. Здесь герои – по возрасту практически дети – попадают в эпицентр глобальных исторических событий. Важно их пройти, пережить и не потерять себя. И в этой истории я пытался поднять несколько основных вопросов: что главное в человеке и в чем движущая сила истории. И, конечно, главная движущая сила – любовь, она помогает справиться с ситуациями, которые подкидывает жизнь, трансформирует главного героя и позволяет как раз принять верное решение в непростой момент. В первом акте мне хотелось показать, как зародилась любовь между Петрушей и Машей в это спокойное мирное время, – рассказал режиссер Никита Золин. – Когда я стал работать над текстом, я по-другому взглянул на это произведение. Пушкин в нем буквально зашифровал множество разных смыслов. Здесь затронуты и темы социального неравенства, темы борьбы за власть. Сложно, конечно, было показать то жесткое время. Нам не просто хотелось развлечь зрителей, и тем более школьников, а затронуть аккуратно и серьезные какие-то вещи, показать, какие нравы тогда были. Говорят, некоторые сцены в спектакле жесткие – но ведь и историческая эпоха была непростая, во многом жестокая. Но зато как выглядит любовь среди этого всего!».

Следующие показы премьерного спектакля «Капитанская дочка» состоятся в Вологодском драматическом театре 11 ноября и 8 декабря.

16+

Теги: драмтеатр
Ирина Сорокина

Новости по теме