На выставке«Современная японская графика» в Шаламовском доме представлены произведения из собрания московского коллекционера Андрея Мартынова. Выставки его коллекций восточного искусства неоднократно проводились в Вологодской областной картинной галерее и всегда вызывали у посетителей большой интерес.

В этот раз Андрей Мартынов сформировал экспозицию – своеобразный срез современного японского искусства – специально для показа в Шаламовском доме, включив 14 ярких авторов, творивших последние 40 лет в различных направлениях и графических техниках. Это признанные мастера графики Кавати Сэйко, Тамекане Ёсикацу, Хаманиси Кацунори, Куроянаги Масатака, Мизутани Норимаса, Тошико Хисида и другие. Все авторы многократно отмечались призами международного уровня.

На экспозиции собрано более 40 графических произведений – традиционных, абстрактных, концептуальных. Представлен широкий спектр печатных техник: ксилография, литография, шелкография,офорт, меццо-тинто, шин-колле и др. Всех их отличает по-японски безукоризненное техническое исполнение, с которым сложно конкурировать.

Тематика произведений современных японских графиков довольно широка: природные мотивы, абстракции, а также сюрреалистические сюжеты.

Открывают экспозицию работы японских художниц. То, что это женское искусство, чувствуется и в оттенках, и в темах – очень свежие, нежные сочетания, цветы, посуда. Например, художница Тошико Хисида (род. 1962) любуется на переливы в стекле. На выставке представлены две ее работы в технике шелкографии, посвященные стеклянным предметам с каким-то необычным рельефом. Сама художница пишет о себе: «Основная техника – шелкография. Мой мотив – стекло, цветок и то, что я вижу в повседневной жизни. Мне нравится четкость шелкографии. Я ищу «Японию» внутри».

В традиционной для Японии технике гравюры на дереве – ксилографии – представлены работы Сэйко Кавати (род. 1948). Художника беспокоит напряжение в современном обществе, жёсткая смена традиций. Его гравюры наполнены силой и энергией. Его фирменный образ – петух, нелетающая птица «пяти добродетелей». В работах Кавати петухи очень даже летающие, да ещё и стаями – воспаряют они над землей и водой, наполняя нас надеждой.

Еще один мастер, работающий в технике ксилографии, Тамэканэ Ёсикадзу (род. 1959) – его работа «Лицо надежды. Дерево жизни» украшает афишу выставки. Художник в настоящее время находится на пике своего творчества. Он один из востребованных в мире искусства графиков, чьё творчество находит понимание и отклик среди любителей современного японского искусства. Тамэканэ работает с японской бумагой васи, используя традиционную печать с деревянных досок. Ему нравятся яркие краски и необычные цветосочетания. Золотая фольга, нередко используемая графиком, делает его работы декоративно-нарядными. Отличительной особенностью творчества Тамэканэ является очень небольшой тираж каждой его гравюры – до 30 экземпляров. В этой связи каждый оттиск его работ уже на следующий год становится коллекционной редкостью.

Важное место на выставке занимают произведения, выполненные в сложнейшей технике гравюры на меди меццо-тинто, так называемой «чёрной манере», которой владеют не более пятисот художников во всём мире. Японский мастер Масатака Куроянаги (род. 1961) – один из них. Даже среди трудолюбивых японцев немногие выбирают технику меццо-тинто, освоение которой требует десятилетий упорного труда и особой концентрации. Куроянаги создаёт абстрактные, таинственные, космические пейзажи – на выставке представлена серия посвященная камням. «В своей работе я пытаюсь выразить бессознательную красоту, по-настоящему глядя на такие простые повседневные вещи, как ткань, бумага, камень», – пишет японский график.

Еще один интересный художник Норимаса Мидзутани в своих произведениях создает необычные миры – морские, космические, абстрактные. Картины Мидзутани населяют инопланетные, нереальные, нелепые, словно мутировавшие существа, которые, тем не менее, несут в себе позитивный заряд и авторский юмор. Работы выполнены в технике шин-колле, когда изображение переносится на тонкую бумагу (рисовую или льняную) и в процессе печати приклеивается к более тяжелой основе.

В работах Юдзи Хирацука (род. 1954) отчетливо прослеживается влияние образной системы укиё-э, «картин обыденного мира», основного вида японской ксилографии, но при этом он использует совершенно нетрадиционные для Японии техники интаглио и шин-колле. Художник с 1985 года живёт в США и очень активно участвует в международных выставках. Его творчество хорошо знакомо любителям современной графики по всему миру.

Художник Сайто Такеси (род. 1943) применяет разные печатные техники на одном графическом листе. Он создает метафизические натюрморты с театрально поставленным светом. Использует известные изображения и силу своей фантазии, стараясь вызвать сложные эмоции и ответную игру воображения у зрителей. Для художника важна тема памяти – её разные визуальные воплощения.

Благодаря филигранной технике и приверженности национальным традициям в сюжетах художник Кацунори Хаманиси (род. 1949) завоевал широкое международное признание. Хаманиси –мастер техники меццо-тинто, удивляет работой с цветом в этом традиционно монохромном жанре. Особый бархатистый тон меццо-тинто с добавлением разных цветовых оттенков в работах Хаманиси поражает своей колористикой.

Ещё один известный японский художник – Хироаки Мияяма (род. 1955) – широко знаменит не только в Японии, но и за её пределами. Мияяма – участник и лауреат международных выставок, мастер цветного офорта. Большинство его работ выполнены в трудоёмкой технике акватинта. Работы Хироаки Мияямы вологжане могли видеть прошлом году – выставка «Повести о блистательном принце Гэндзи» работала в Шаламовском доме. На новой выставке работы Мииямы посвящены дружбе России и Японии.

Харуми Сонояма (род. в 1950) – один из немногих мастеров-традиционалистов, предпочитающих компьютерной обработке полностью ручное творчество, включая подготовку камня или пластин для печати, создание рисунка и нанесение красителей. Работы Соноямы вплоть до 1999 года (серии «Краски» и «Выход цвета») – отражение его личностного отношения к различным материальным вещам. Огромное значение на мировосприятие художника и всё его дальнейшее творчество оказали теракты, совершённые в США 11 сентября 2001 года. От наблюдения за объектами, манипуляций с цветом Сонояма в последующей серии «Знамение» переходит к размышлениям о жизни и смерти через медитативное созерцание складок белой ткани. На выставке представлены две его работы в технике литографии из серий «Краски» и «Знамение».

«У японцев своеобразный взгляд на все. Они видят в окружающем мире каждодневную красоту и умеют ею любоваться. Экзотическая природа Японии, как и ее восприятие, сильно отличается от российской. Эта удивительная нация как будто бы с другой планеты. Это связано с тем, что развивалась японская культура долгое время изолированно от остального мира. Открылись для европейцев японцы только во второй половине XIX века и активно стали вбирать европейские традиции, но при этом и сами очень сильно повлияли на европейское искусство. Разнообразие техник, стиля и цвета доставит истинное довольствие любителям графического искусства. Надеюсь нашим посетителям выставка понравится»,– рассказывает заведующая отделом русского искусства Вологодской областной картинной галереи, куратор выставки Юлия Синицина.

Посмотреть работы японских графиков можно до 11 июня (Вологда, ул. С. Орлова, 15). Вход по билету. Действует Пушкинская карта.

6+

Теги: Шаламовский дом, выставка, Япония, графика
Мария Гуляева

Новости по теме