Сегодня, 23 июня, исполняется 95 лет со дня рождения известного вологодского художника Николая Баскакова.

Жизнь и творчество художника теснейшим образом связано с родной вологодской землей. Он родился в Кадникове, жил и учился в Соколе, затем – в Московском художественном училище и  Московском художественном институте имени Сурикова, после которого вернулся на малую родину. В 1961 году Баскаков возглавил Вологодскую организацию Союза художников РСФСР. Художник пишет портреты своих современников, пейзажи Вологды и ее окрестностей, натюрморты. Вологда становится для Николая Баскакова не только основным местом жительства, но и «прибежищем души» мастера, неким «живым организмом», близким ему существом, средоточием его чувств.

Баскаков – один из самых загадочных художников. Его искусство связано с поисками и экспериментами, его произведения и сегодня воспринимаются остро и современно.

В день рождения мастера статью о нем подготовила искусствовед, член Союза художников России Галина Дементьева, много лет сотрудничающая с вологодской галереей современного искусства «Красный мост».

Имя этого талантливого, мудрого, щедрого, красивого человека, художника и сегодня находит отклик в сердцах вологжан. Вологодские художники и ценители аутентичной культуры Вологды, анализируя её развитие, всегда обращают внимание на творчество этого незаурядного живописца.

Николай Баскаков всегда отличался в своих произведениях свободой самовыражения, глубокой искренностью чувств, целостностью мироощущения. Его стремление к новым открытиям сопутствовало мастеру на протяжении всей его творческой жизни. Николай Владимирович эмоциональный, не сказать – азартный, экспериментатор создаёт свой живописный мир на плоскости холста. Мир образов завораживающий, прочувствованный его автором. Но при этом Николай Баскаков вдумчиво «конструирует» изображение в пространстве картины, приводя его к гармоничному единству замысла и живописного воплощения.

Поиски и открытия в искусстве, талант художника, его внутренняя сила, одержимость в постижении художественной истины, преодоление возникающих препятствий, как в жизни, так и в творчестве, притягивали к нему людей.

Сотрудники галереи «Красный Мост» тоже «притянулись» к искусству и личности Николая Владимировича. Он, как капитан, определил нужное направление движения вновь рождённого «детища», именуемого «Арт-галерея современного искусства «Красный Мост».

Николая Баскакова волновало множество вещей в жизни – это могли быть бытовые истории или события, красота окружающей его северной природы, город Вологда с его архитектурными ансамблями, старинные деревянные дома, люди, живущие в них. Город Вологда стал для мастера «прибежищем души», неким живым организмом, близким ему существом, художник слышит «биение его сердца», которое отзывается в мятущейся душе живописца. Их взаимоотношения «город – художник» передаются через эмоциональный накал чувств, душевные переживания, настроения, овладевающие живописцем в данных обстоятельствах в данный момент. Не поэтому ли в его пейзажах, посвящённых родной Вологде, всегда ощущается взволнованный, исповедальный голос автора?

В воспоминаниях его жены и друга Джанны Тутунджан эта мысль подтверждается: «В нашем классе МСХШ Коля Баскаков был лидером. В живописи, в астрономии… Плавал как Ихтиандр, за что получил прозвище «Морской». Он был постарше нас. К тому же раннее сиротство, необходимость заработка, ответственность за младшего брата делали его взрослей нас духовно.
Он сильно отличался от московских ребят не только милым окающим говором, но и самостоятельным мироощущением. Уже учась в Суриковском, он не мыслил себя без Вологды. А такие места, как Кадников, где родился, и город юности Сокол, остались самыми дорогими его душе. Он всегда глубоко воспринимает Музыку. Чутко слышит Слово. При виде парусов, полных ветром, сам весь трепещет!

Собственный мятежный парус художника тянет его в таинство – безбрежное море Живописи».

Эхом звучат и воспоминания Владимира Корбакова. Будучи другом Николая Баскакова он писал: «Коля уже тогда в 15 лет был начитанным и образованным человеком. Мы много говорили с ним не только на темы живописи, но касались и исторических, философских, нравственных, культурных проблем. Хочу отметить ещё одну, мне очень приятную уважаемую черту...
Эта черта характера проявляется, конечно, стихийно, как бы естественно вычеканивается в любых поступках человека. Это умение увлечь, объединить, привлечь к своим словам, направить друзей к интересной цели. Одним словом, быть вожаком. <…>
Ну и, конечно, Коля в свои 15 лет был очень, очень талантлив. Он великолепно рисовал, хорошо чувствовал тон и форму предмета, был смелым живописцем-колористом. <…>
В 1956 году, защитив диплом, Николай Баскаков вернулся в Вологду. Это был первый в Вологде художник с высшим образованием. <…>

В 1961 году Николай Баскаков был избран председателем правления Вологодской организации Союза художников РСФСР. С тех пор в жизни Николая Баскакова (да, кстати, и в жизни всего коллектива вологодских художников) наступил другой, важный, активный творческий период».

Сегодня, сознавая масштаб личности художника, мы отмечаем круг его художественных пристрастий, волнующих мастера тем, сюжетов, мотивов, жанровый диапазон его творчества, присущие мастеру индивидуальные черты, своеобразие восприятия художником окружающего мира.
Николай Баскаков обладал ещё одной существенной чертой характера – это чрезмерное требование к своим картинам и в целом к своему творчеству. Казалось бы, это положительное свойство творческой личности, но – увы. У Баскакова она приобрела гиперболизированное значение. Живописец порой безжалостно уничтожал неудачные, как ему казалось, произведения. Поэтому его небольшое наследие приобретает особую ценность!

Вот что написал о Николае Баскакове известный вологодский художник Генрих Асафов: «Я думаю, не нужно сильно доказывать, что настоящее искусство не измеряется датой, размером и количеством. Значение искусства – в богатстве души, исполненной искренностью и страстью творить о самых сокровенных чаяниях Природы. Человеку мыслящему и понимающему тайны самой правды всегда дорого и необходимо явление чистой и широкой открытости чувств художника. <…>

Большое искусство создаётся именно такой страстью и такой волей, где кисть является надёжным проводником волнения к истине, которую нельзя понять, но двигаться к ней – великое счастье».

Сегодня мы можем констатировать, что в эмоциональности живописного высказывания художника через сложные взаимоотношения цветовых масс, экспрессию движения самого мазка, выражается сущность личности мастера, таятся его душа, мысли, чувства, отношение к своей земле, живой природе, человеку.

Художник «смоделировал» на плоскости холста всеобъемлющий мир, пронзительный и взволнованный, прекрасный и гармоничный. Мир его образов, вологодская земля – «волшебный край», который для живописца стал той самой драгоценной каплей, вмещающей всю Вселенную.
В письме к другу в 1962 году Николай Баскаков пишет: «Привет Вологде мой самый сыновний. Я очень её люблю. Зайди на Красный мост и, повернувшись к собору, передай ей мой поклон вслух».

Его признание выношено временем и самой жизнью. Город для него неотъемлемая часть его самого, а в творчестве – один из главных героев произведений.

И сегодня, накануне празднования Дня города Вологды, очень хотелось бы, чтобы эти отношения и чувства между удивительным художником Николаем Баскаковым, называвшим себя сыном Вологды, и современным городом, сохранили бы свою обоюдность на долгие лета...

Теги: Николай Баскаков
Галина Дементьева

Новости по теме