В Татьянин день деятели культуры Вологодской области вспоминают о ярких моментах своей учебы. О том, как абитуриенты «вечерами бродили по пустынным коридорам в поисках призраков» и других приключениях студентов художественно-реставрационного училища рассказывает художник-реставратор Ольга Карпачёва.

К моменту окончания школы за плечами у меня были художественная школа, курсы кройки и шитья, кружки вязания, озеленения, английского языка, а также имелись корочки оператора мотальных машин 4 разряда, полученные во время практики на родном Вологодском льнокомбинате. Все направления увлекали. Педагоги активно зазывали на Льнокомбинат, к которому я питала тёплые чувства и была передовиком практики. Но когда пришло время профориентации, никак не могла определиться.

Для поступления в Суздальское художественно-реставрационное училище необходимо было направление от организации, за которым я обратилась в Вологодскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую (СНРПМ). Девушка в голубом платьице не вызвала доверия у именитого реставратора, и он отказал мне. Возвращаясь в слезах по рельсам домой, я решила: назло поступлю! В отделе кадров без проблем получила злосчастное направление, собрала сумки и поехала в прекрасный город Суздаль.

Из личного архива Ольги Карпачевой Из личного архива Ольги Карпачевой Из личного архива Ольги Карпачевой Из личного архива Ольги Карпачевой Из личного архива Ольги Карпачевой Из личного архива Ольги Карпачевой

Суздальское художественно-реставрационное училище располагалось и сейчас располагается в здании Блохинской богадельни, где нас, абитуриентов разместили на время экзаменов. Вечерами мы бродили по пустынным коридорам в поисках призраков, пели в кабинете с прекрасной акустикой под куполом (позже нам сообщили, что когда-то это была мертвецкая), а днём там же сдавали экзамены.

Перед началом учебного года нас ждала практика. Пару дней работали на кирпичном заводе, где я лепила скульптуру из глины между погрузкой кирпичей, затем нас отправили на археологические раскопки слоя XI века, после чего мы приняли участие в реставрации Ризоположенской церкви. Так, ещё до начала учебы, в труде и лишениях, мы сдружились и сроднились.

Коллектив у нас был интереснейший – в училище съехались ребята со всей страны. У каждого свои традиции, интересы, взгляды на мир. Жили скромно: порой сахар к чаю был роскошью. Но когда кто-то возвращался из дома или навещали родственники, – это был пир! Помню, когда мама приехала в гости, у нас в комнате собралось человек 15 – кто за солью, кто за кассетой зашёл. И все кротко ждали приглашения за стол. Всё было общим – продукты, одежда.

На первом курсе мы жили ввосьмером в комнате на первом этаже общежития. Оно находилось в здании бывшего трактира в центре города. Комната была разделена большим количеством занавесок, за каждой был свой мирок. Когда закрывались на ночь входные двери, запоздалые студенты входили через наше окно. Периодически в комнату врывалась бдительная вахтерша тетя Шура, тыкая кровати конфискованным у местной шантрапы топорно сделанным из старой деревяшки ружьем. Она поднимала край покрывала, наклонялась и шарила этим инструментом под кроватями. Неизменно кого-то находила и, потрясая своим оружием, выгоняла беднягу прочь.

Потом я переехала в комнату, которая именовалась «Кухней 2-го этажа» (там когда-то действительно находилась кухня). У «кухни» был балкон с лестницей, и через нашу комнату также была проложена тайная дорога. Мы тоже пользовались этим преимуществом: бегали купаться на речку Каменку в 5 утра, или неслись на ночные гадания бросать валенок на перекрестке, или поздними вечерами ходили на «переговорный пункт» звонить домой.

А еще мы успевали петь в народном хоре, периодически сниматься в кино и музыкальных клипах (я участвовала в съемках фильма «Волшебный портрет» и клипа Дмитрия Маликова «Золотой рассвет», также в Суздале снимался «Князь Серебряный»), и всё это не мешало нам успешно учиться. 

Когда пришло время выходить на финишную прямую и готовиться к диплому, руководство группой взял на себя реставратор высшей квалификации Олег Михайлович Ревин. Под мастерскую нам выделили кабинет скульптуры – та самая мертвецкая, где мы любили петь. Помещение необходимо было сначала очистить от пластилина. Я вызвалась мыть труднодоступные окна. Олег Михайлович руководил, при этом работал бок о бок с нами и наблюдал за тем, как это делали мы.

В качестве дипломных проектов нам предстояло выполнить реставрацию коллекции портретов архимандритов и митрополитов из фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника. И это поручили студентам, которые умели латать только собственные, заботливо разрезанные одним из педагогов, холсты! Тут и пригодились наблюдения Олега Михайловича. Насколько сложную работу по уборке кабинета выполнил студент, настолько сложную в реставрации работу он получил от мудрого педагога.

Так, в течение двух с лишним лет мы реставрировали коллекцию портретов. Олег Михайлович подолгу занимался с нами, щедро делился секретами мастерства. Перед экзаменами нагрузка была очень высока – ночами учили, рисовали, писали. И в то же время умудрялись танцевать или часами увлечённо играть в мафию.

Молодой организм требовал отдыха, но я стойко осваивала сложный реставрационный процесс. Однажды после нескольких часов кропотливой работы под греющей лампой и под усыпляющий голос педагога, почувствовала: всё, больше не могу. Отпросилась на минуточку и вышла в парк за училищем… Разбудили меня луч солнца и муравьи. Я лежала под сенью березы. Вскочила испуганно, предвкушая возмущение учителя. Но Олег Михайлович спокойно работал и, как будто не заметив моего продолжительного отсутствия, сказал: «Ольга Владимировна, давайте продолжим, берите скальпель».

Потом была защита диплома и 27 лет работы в реставрации.

Пять лет в училище дали мне профессию и среднее специальное образование. Поначалу сомневалась, стоит ли продолжать обучение, но меня переубедили однокурсницы из нашей девичей группы (прошло уже много лет, а мы по-прежнему общаемся, дружим и поддерживаем друг друга). И я поступила в Череповецкий государственный университет на специальность «ИЗО и черчение».

Тогда я уже работала в Вологодском музее-заповеднике и активно ездила на пленэры. Уровень образования училища был высоко оценён преподавателями вуза, и трудностей в творческой части обучения у меня не было, чего нельзя сказать о теоретической.

Подводя итог, могу сказать, что как специалист и человек, я сформировалась там, в студенчестве, когда буквально делила кусок хлеба с товарищами, училась жизни и работе в коллективе, перенимала опыт поистине великих педагогов.

Теги: день студента, Ольга Карпачева
Редакция cultinfo

Новости по теме