Концерт «Зимнее барокко» состоялся в Вологодской областной филармонии 4 февраля.

Вокальные партии исполнила специализирующаяся на старинной музыке певица Тамара Ломджария. Аккомпанировали ей и выступали сольно участники ансамбля «Компромисс»: гитарист, преподаватель музыкальной школы имени Гнесиных Дмитрий Притула, а также мультиинструменталист, дирижер и композитор Григорий Середин.

В программе прозвучали произведения творцов эпохи барокко – Монтеверди, Росси, Вивальди, Генделя, а также сочинения современных композиторов Сергея Слонимского, Карло Доменикони, Григория Середина. Вологжане услышали плач покинутой нимфы, следили за спором ангела и демона, мысленно перенеслись в старинное турецкое поместье и почувствовали возвращение весеннего ветра Зефира.

Выбор инструментов не характерен для эпохи барокко. Классическая гитара заменила лютню и виолу, а изобретение прошлого века аккордина – скрипку и другие струнные. Программа стала для артистов экспериментом, который начался во время пандемии.

Дмитрий Притула и Тамара Ломджария познакомились во время учебы в московском музыкальном вузе и впоследствии связали свои судьбы. В разных составах они выступали с латино-американскими, джазовыми и отечественными композициями.

«Тамара давно тяготела к барочной музыке, и в условиях самоизоляции мы начали экспериментировать, как бы это могло звучать под гитару, записывали видео. Сделали несколько версий, потом в некоторых пьесах решили, что хорошо было бы еще что-то добавить…», – рассказывает Дмитрий Притула.

И в программе зазвучала аккордина Григория Середина. Инструмент в мире изготавливают всего два мастера-француза. В России на аккордине играют единицы и в основном популярные эстрадные произведения вроде танго Астора Пьяццоллы.

«Получилась стилизация под барокко. При этом мы сохраняем старинную музыку и ее звучание. Весь концерт мы играли в пониженном строе инструментов, настроенных на частоту 418 Гц, – то есть все примерно на полтона ниже привычного», – объясняет гитарист.

Иногда инструмент в программе заменяет… человека.

«У нас есть произведения, которые исполняются дуэтом – на два голоса. Взамен появляются инструментальные диалоги – второй голос компенсируется гитарой. Многие арии написаны от мужского лица. Поскольку контртенор поет практически женским голосом, то исполняю и эти арии», – поясняет Тамара Ломджария.

Дмитрий Притула Тамара Ломджария Дмитрий Притула Дмитрий Притула Концерт «Зимнее барокко» Тамара Ломджария Концерт «Зимнее барокко» Тамара Ломджария

В программу вплетены современные произведения. Сочинения Сергея Слонимского исполнил на фортепиано Григорий Середин. При этом он задействовал не только клавиши, но и проникал под крышку инструмента.

«Композиторы в ХХ веке ушли далеко от того, чтобы играть только на клавишах. Они заглядывают и внутрь. Например, Джон Кейдж помещал на струны и молоточки различные предметы – и фортепиано у него звучало как ударный инструмент. В пьесе из цикла «Колокола» я в подражание колокольному звону использовал перкуссионные удары по струнам. Разумеется, делал это бережно, чтобы не повредить инструмент», – говорит Григорий Середин.

Новаторская часть концерта стала его логическим продолжением, ведь музыка барокко для людей эпохи Ренессанса тоже когда-то казалась причудливой и необычной.

«Музыка барокко на самом деле нам эмоционально близка. Даже без понимания языка, на котором исполняются арии, она производит сильное впечатление на слушателей. Особенно Монтеверди – это та музыка, которую сегодня мог бы написать хороший популярный певец вроде Леонида Агутина или Стинга. Музыка барокко абсолютно универсальная, международная, она не имеет границ. И люди на нее реагируют сердцем», – считает Григорий Середин.

Барочную программу трио исполняло в стенах филармонии впервые – ранее она звучала в Музее русской иконы и других нестандартных пространствах.

Артисты отметили отзывчивость вологодской публики и пообещали вернуться… с произведениями Валерия Гаврилина. Пока по этому поводу ведутся переговоры. В 2022 году Дмитрий Притула уже принимал участие в Гаврилинском фестивале. В составе гитарного квартета музыкант исполнил избранные миниатюры вологодского композитора. «Получилось камерно, и было ощущение, что музыка изначально была написана для гитары», – делится Дмитрий Притула. 

Теги: филармония, концерт
Алина Махлина

Новости по теме