На выставке представлена живопись, графика, скульптура, рукописи и объекты из фондов Вологодской областной картинной галереи, музея Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» (Москва), Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова (Москва), частных собраний и мастерских современных художников.

Открывает экспозицию выставки единственный прижизненный портрет Варлама Шаламова работы Б. Биргера. Аскетичный, сдержанный по цветовой гамме, он словно является собирательным образом человека той противоречивой эпохи, разделившего судьбу миллионов сограждан и вернувшегося из-за грани жизни и смерти в этот мир, отягощенного страшной памятью и тяжким опытом, но не утратившего достоинства и человеческой сущности, он смотрит вперед с суровым жизнеприятием. Серию портретов писателя продолжают работы современных художников В. Корбакова, Н. Корбакова, Я. Крыжевского, М. Копьева, Ю. Коробова, Д. Медведева, Ю. Новосельцева, А. Ахалиной. Представлены два скульптурных портрета В. Шаламова, авторы – Ф. Сучков и Р. Веденеев, они в одном ряду с бюстами других деятелей русской культуры и науки, находившихся в идейном столкновении с тоталитарным режимом – А. Сахарова (автор А. Блях), О. Мандельштама (автор Л. Баранов), А. Солженицына (автор Н. Нисс-Гольдман), А. Платонова и Ю. Домбровского (автор Ф. Сучков).

Основную часть выставки составили работы художников, которые сами пережили лагерный опыт и даже более того – многие работы, представленные на выставке, были созданы каким-то чудом непосредственно в лагерях в 30-е – 50-е годы ХХ века и сами по себе являются документальными свидетельствами эпохи вне зависимости от того, что на них изображено. Действительно, многие из этих работ очень мало ассоциируются с темным миром ГУЛАГа, разве что их главный герой суровый Север, но на небольших карандашных и акварельных зарисовках Б. Смирнова-Русецкого, А. Андреевой, Г. Вагнера он предстает не страшной темницей, а удивительным краем с величественной и прекрасной природой. Тем ужасней зарисовки из повседневной лагерной жизни и портреты лагерных персонажей, созданные М. Рудаковым, А. Мерековым, Т. Сговно. Еще одна неопровержимая улика преступлений сталинизма – небольшие зарисовки Н. Мальцевой, на которых веселые зверушки собирают фрукты – это эскизы оформления комнаты в детской зоне.

Темный ужас и вопиющая несправедливость эпохи сталинского режима запечатлены и в более поздних произведениях: Э. Вейдеманис «Москва. Бутово. Расстрельный полигон НКВД. 1937-1938», М. Дистергефт «Тройка», Л. Берлин «Выход из тюрьмы», В. Минаев «Мадонна ГУЛАГа», С. Федоров «Похороны под конвоем». Словно собирая экспозицию выставки воедино, в ее центре стоит чёрный глобус планеты Колыма, на котором написаны названия всех колымских лагерей.

Вместе с большой художественной выставкой открылась еще и небольшая документальная экспозиция «Остров Колыма», созданная кинорежиссером из Москвы Светланой Быченко. На ней представлены документальные фотографии из фондов Государственного архива Российской Федерации и специальных хранилищ Федеральных служб безопасности Российской Федерации, которые показывают, если можно так сказать «парадную» сторону жизни ГУЛАГа, здесь же представлены вещи того времени – сетка-авоська для ношения вещей в открытом виде, галифе работника НКВД, именная ложка заключенного, дорожный чемодан 30-50 годов ХХ века, здесь же документы и книги о Колыме и колымчанах.

Выставки усиливают одна другую, обостряя впечатления, усиливая пафос страданий и борьбы человека за жизнь и право называться человеком, еще раз напоминая о трагедии нашего народа, о трагедии про которую нельзя забывать. Именно эта мысль звучала в выступлениях Л. Кашиной, заместителя начальника департамента культуры области, Ю. Самодурова, директора Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова (Москва), С. Фадеевой, хранителя музея Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал» (Москва) и в песнях на стихи Варлама Шаламова, исполненных ансамблем авторской песни «Откровение» на открытии выставки.

Ольга Реброва

Теги: Варлам Шаламов

Новости по теме