Она установлена на фасаде деревянного дома №3 по улице Колхозной, где 7 декабря 1939 года в семье служащих Трапезниковых родилась будущая художница, сообщает газета «Призыв» Харовского района.

В 1957 году Генриетта Николаевна окончила среднюю школу №1 Харовска, затем два года работала лаборантом в Харовской контрольно-семенной лаборатории. Встреча с художником Николаем Бурмагиным в Ярославском художественном училище предопределила дальнейшую судьбу харовчанки.

После учебы Николай и Генриетта приехали в Вологду. Они почти сразу же вышли на путь собственного творчества: Г. Бурмагина была ответственна за художественное оформление газеты «Вологодский комсомолец», а Н. Бурмагин был одним из основателей детской художественной школы в Вологде.

С 1968 года Бурмагины – члены Союза художников СССР. Г. Бурмагина получила звание заслуженного художника РСФСР в 1975 году.

Черно-белая ксилография Бурмагиных 1960-1970-х годов связана с понятием «сурового стиля» в изобразительном искусстве того времени. Их искусство носило бытийный, а не бытовой характер. Уже с первых шагов в ксилографии манера Бурмагиных резко обозначилась, как очень близкая к лубочном гравюрам: обе манеры вели свое происхождение от народных простых изображений, которые, отражаясь в быстро ставших утонченно-виртуозными работах Бурмагиных, никогда не отходили от этих своих изначальных истоков. Они создали свой стиль оформления поэтической книги, сильно способствовали развитию и распространению искусства экслибриса. Изобретательный, необычный по замыслу рисунок Г. Бурмагиной воплощался в дереве резцом Н. Бурмагина. Вместе они работали над сериями станковых гравюр, посвященных архитектурным памятникам Вологодского края, над триптихами «Лето, «Земля». Супруги Бурмагины запечатлели в гравюре архитектурную летопись Вологды, Кириллова, Ферапонтова и многих отдаленных уголков Русского Севера.

Серьезно занимались Бурмагины книжной графикой, прежде всего это книги вологодских писателей, а также русская и советская классика: С. Аксаков, Д. Мамин-Сибиряк, Л. Сейфулина, Б. Шергин. Наиболее крупной совместной их работой было оформление поэтических сборников «Библиотеки советской поэзии» (1969 – 1974). Очень интересен цикл ксилографий «Русские народные песни Вологодской области».

Генриетта Бурмагина последнего десятилетия ее жизни – это совсем другой художник. Фантазийность, сказочность, полетность, лиризм, мягкость – вот основные характеристики ее творчества. Ее композиционный дар полностью раскрепостился, в графику вошел цвет. Линию станковой гравюры она продолжила в циклах «Земля и люди», «Детство», «Моя Родина». В книжной графике Бурмагина делала иллюстрации к сказкам С. Писахова, поэму А. Блока «Двенадцать», «Избранному Н. Дуровой, сказкам бр. Гримм.

С инициативой размещения доски в память об уроженке Харовского района выступила Центральная районная библиотека. В церемонии открытия приняли участие Наталья Рябкова, начальник управления культуры Харовского района; Валентина Тихонова, директор Харовской ЦБС им. Василия Белова; Юрий Шорохов, главный редактор АНО «Редакция газеты «Призыв»; Дмитрий Ермаков, член Союза писателей России.

***

При подготовке текста использован материал: Воропанов В. Памятники иконографии Вологды: Альбом гравюр Г. и Н. Бурмагиных «Памятники архитектуры г. Вологды». 1971 //Вологда: Ист.-краеведч. альманах. – Вып.2. – Вологда, 1997; Ивенский С. Записки созерцателя. – Ярославль, 2004.

Теги: Харовск, Генриетта Бурмагина, мемориальная доска

Новости по теме