Государственный архив Вологодской области в рамках акции «Вологодские культурные каникулы» продолжает выпуски проекта «Легко ли быть гимназистом», посвященного истории развития образования в Вологодской губернии. Первую часть можно прочитать здесь, вторую – здесь. В новом выпуске речь пойдет о Вологодском реальном училище.

Вологодское реальное училище, обязанное своим происхождением почину земских и городских сил и постановлению Государственного Совета, было открыто 1 июля 1876 года. Сначала оно помещалось в наёмном здании купца А. В. Сорокина, а в 1880 году на собранные купеческие и общественные 60 тысяч рублей на берегу реки Вологды у Красного моста было построено новое трехэтажное здание. С 17 марта того же года училище стало именоваться «Александровским» в честь ознаменования 25-летия царствования императора Александра II. В новое учебное заведение принимались дети из разных сословий, однако основным «контингентом» являлись сыновья купцов и мещан. Первоначально училище состояло из 2-х классов в количестве 53-х учащихся. К 1883 году училище расширилось до 7 классов, в которых обучалось 204 человека, причем 7-й, дополнительный класс был с химико-техническим отделением. В четырех младших классах преподавались общеобразовательные предметы, в старших (по отделениям) – специальные. Выпускники могли поступать в промышленные и торговые (профессиональные) высшие учебные заведения, однако классическое высшее образование было им недоступно. С 1888 года реальные училища были преобразованы в общеобразовательные учебные заведения, а их выпускники получили право поступать в университеты на физико-математические и медицинские факультеты. В реальном училище значительно шире, чем в гимназиях, преподавались математика, физика, черчение, обязательными были два иностранных языка (как правило, французский и немецкий). Долгое время бессменным директором Вологодского реального училища вплоть до 1917 года был кандидат физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета Оскар Карлович Маак

Целый круг известных людей получили образование в Вологодском реальном училище и в школах, образованных впоследствии на его базе: краевед, этнограф и библиограф П. А. Дилакторский; геолог А. А. Снятков; физик, академик Г. С. Лансберг; в 1910 году на аттестат зрелости сдавал экзамены будущий нарком иностранных дел СССР, ссыльный революционер В. М. Скрябин (Молотов). В архивном фонде Вологодского реального училища имеется фотография еще одного неординарного выпускника. Николай Яковлевич Селяков окончил полный училищный курс в 1906 году, в 1913-м – физмат МГУ. В годы Первой мировой войны организовал рентген-кабинеты в лазаретах и госпиталях Москвы. Впоследствии, Н. Я. Селяков стал доктором технических наук, профессором кафедры физики Вологодского молочного института, проводил уникальные исследования в области рентгенографии. В советское время в историческом корпусе учились: разведчик, Герой России, почетный гражданин Вологды, полковник А. М. Козлов, доктор исторических наук, профессор Ю. К. Некрасов, преподаватель кафедры химии, почтенный профессор ВГПУ, известный вологодской краевед и публицист И. А. Подольный.

Практически каждое крупное учебное заведение Вологды имело благотворительное общество. В 1880 году подобное общество «вспомоществования нуждающимся ученикам» было учреждено и при Александровском реальном училище. Из финансовых резервов, благодаря которым поддерживались беднейшие, но способные ученики, также учреждались специальные стипендии, организовывались ученические экскурсии, рождественские елки, проводились тематические музыкально-литературные вечера.

Надо сказать, что внешкольная жизнь реалистов была весьма богата на события и приключения. Особой популярностью среди учащейся молодежи Вологды в конце XIX века пользовалось так называемое «маскирование» – посещение в святочные дни друзей и знакомых в костюмах и масках и устройство шумных вечеринок с музыкой и горячительными напитками. Ряженая молодежь заходила в дома горожан, вызывая хозяев на совместную пляску и пение частушек.

Значительным общественным событием в Вологде была ежегодная январская ярмарка. Центром ее являлся Ярмарочный дом на Гостинодворской улице (ныне улица Мира, 4), вдоль которой устраивались балаганы. По воспоминаниям очевидцев, учащиеся находили здесь множество развлечений. Одним из любимых и доступных по цене было «созерцание панорам разных местностей». За 20 копеек можно было купить лубочные картинки с изображением пейзажей, генералов, нарядных кавалеристов и тому подобные художества. В конце XIX века в Вологде в моду вошло катание на коньках. Катки устраивались, прежде всего, на реке, вблизи Кремля, на которых совершенно точно можно было увидеть воспитанников реального училища. Также молодые люди имели обыкновение знакомиться и общаться во время прогулок на Соборной горке. 

У читателя может сложиться впечатление, что мир реалистов состоял из одних праздников и развлечений. Своеобразным «уравнителем» жизни вологодской молодежи являлось изрядное количество накладываемых общественных ограничений. К примеру, и реалистам, и гимназистам, а в особенности гимназисткам, по распоряжению губернатора и училищного совета воспрещалось находиться в вечерние часы на улице, посещать увеселительные заведения, как то синематографы, клубы, сходки «неблагонадежных и поднадзорных» лиц и в особенности городские «злачные» места: рестораны, трактиры и бильярдные. Даже посещение театра строго регламентировалось – учащиеся могли ходить только на разрешенные властями спектакли и исключительно по билетам, подписанным лично инспектором учебного заведения.

В среде учащейся молодежи во все времена существовали свои обычаи, приметы или даже суеверия, соблюдение которых, по мнению «верующих», гарантировало удачу на экзаменационных испытаниях. Были таковые и у вологодских школяров. Некоторые из примет имели глубокие исторические корни. В мае перед сдачей экзаменов семинаристы, гимназисты и реалисты отправлялись к часовне Белоризцев (современная территория парка Мира). Существовало поверье, что камушек, взятый с могилы этих легендарных защитников города в смутные времена, непременно принесет удачу на экзаменах.

Не обошли стороной воспитанников реального училища трагические дни военного времени нашей страны. С началом Первой мировой войны (1914-1918) директор О. К. Маак организовал сбор сведений о мобилизованных на фронт выпускниках училища. Благодаря этой инициативе до нас дошли несколько писем родственников погибших на войне реалистов. Так, священник Вологодского учительского института И. Смирнов в своем письме сообщил, что его брат Михаил Смирнов, подпоручик 90-го пехотного Онежского полка, 17 августа 1914 года в сражении с австрийцами под Люблином был убит «наповал вражескою пулею, которая попала ему в лоб». Похоронили бывшего реалиста Михаила Смирнова около деревни Майдан Люблинской губернии (ныне территория Польши). В письме так же имелось немаловажное уточнение о том, что имя Михаила Николаевича Смирнова было занесено в историческую летопись Онежского полка как «первая офицерская жертва в Великую европейскую войну с тевтонами».

Ведомость об успехах и поведении ученика 7 класса Вологодского реального училища Н.Н. Филимонова за 1908/1909 учебный год. 1909 г. Учащийся Вологодского реального училища А.А. Денежкин. Нач. ХХ в. Учащийся Вологодского реального училища В.М. Колыгин. Нач. ХХ в. Учащийся Вологодского реального училища Н.Я. Селяков. Нач. ХХ в. Сообщение директора Вологодской губернской гимназии в Вологодскую городскую управу о выходе правительственного постановления об учреждении в г. Вологде реального училища. 25 февраля 1876 г.

Также нельзя не упомянуть о трагической гибели на войне еще одного выпускника реального училища 1909 года Николае Филимонове. Судя по ведомости успеваемости, учеба давалась ему весьма непросто, несколько раз он даже оставался на второй год, однако его военный подвиг перекрывает любые промахи. Об обстоятельствах смерти Николая (как оказалось он погиб в один день с Михаилом Смирновым) рассказал в письме директору училища его отец статский советник Н. Д. Филимонов: «Мой покойный сын был убит в первом же сражении, в котором участвовал его полк, 17 августа 1914 года в пределах Люблинской губернии... Сын руководил двумя пулеметными расчетами, выдвинутыми для прикрытия отступающих русских рот». В этом бою во время перекрестного огня Н. Н. Филимонов был ранен в обе ноги, и, несмотря на это, оставшимся в живых солдатам он приказал в первую очередь выносить с поля боя пулеметы, дабы они не попали в руки неприятеля. Сам же командир пополз к своим позициям на животе без чьей-либо помощи. Нашли подпоручика Филимонова только на следующий день, уже мертвого. Как показало следствие, скончался он от огнестрельного ранения в затылок, т. е. раненого русского офицера немцы добили во время отхода к своим позициям. Боевые товарищи похоронили нашего земляка в деревне Глуске Мане Люблинской губернии рядом с братской могилой нижних чинов. Повлияли ли спасенные солдатами пулеметы на дальнейшее развитие военных событий? Наверное, нет. Однако то решение, которое принял тяжело раненный командир, и обстоятельства его гибели, безусловно, оставили след в сердцах и памяти учеников.

30 сентября 1918 года реальные училища были упразднены положением советской власти «О единой трудовой школе РСФСР». В том же году Вологодское Александровское реальное училище было преобразовано в трудовую школу второй ступени, а позднее – в среднюю школу № 1.

Автор этой статьи также училась в школе № 1, в то время, когда основным учебным корпусом являлось историческое здание Александровского реального училища. И надо признаться, что каждый день пребывания в этом учебном заведении, когда поднимались по ажурной, деформированной от времени лестнице, пробегали под арочными сводами коридоров или же находились в прекрасном, украшенном лепным потолком актовом зале, оставлял удивительное чувство сопричастности к его легендарной истории и ко многим уже ушедшим поколениям, учившихся в этих стенах до тебя.

В заключительной встрече со школой столетней давности ГАВО познакомит читателей с удивительным, полузакрытым и поэтому еще более притягательным миром воспитанниц Вологодской Мариинской женской гимназии и попробует разобраться, что такое пелерина, и причем здесь поэт Батюшков. 

Теги: ГАВО, архив
Государственный архив Вологодской области

Новости по теме