Жизнь и творчество Джанны Тутунджан неразрывно связаны с Русским Севером, провинциальной Вологдой. Тонкая лирическая красота отдаленных уголков российской глубинки, эпическая мощь бескрайних просторов Вологодчины – всё это породило в чуткой душе художника особый и обобщающий взгляд на мир, выхватывающий самое существенное и характерное из череды образов и событий.

Джанна Тутунджан не могла не обратиться к жанру пейзажа. Занимая небольшое место в живописи художника, пейзаж играет свою особую роль в творчестве автора в целом. Пейзажи Тутунджан не описательны. Если это и рассказ о месте, то рассказ не вполне объективный. Это, как правило, знаки состояния – и природы, и собственной души. Для Тутунджан недостаточно просто любоваться красотой, ей важно через образы окружающего мира сказать о чем-то внутри себя. В ее пейзажах нет места стаффажным фигурам. Это безлюдный мир, который, если и подразумевает наличие живых существ, то они находятся не внутри него, а снаружи: это сам художник и зритель – его созерцатели, а не обитатели. Уходя в мир природы, Джанна Тутунджан через ее осмысление и трансформацию отражает в ассоциативной форме восприятие окружающей жизни с ее лиричностью и с острой внутренней драматургией. Можно сказать, что состояние природы становится для автора аллегорией отображения собственных духовных переживаний.

Обладая мастерством рисунка и природным колористическим чутьем, художница точно наносит широкие лаконичные мазки, которые практически не требуют уточнений и детальных проработок. Такая манера письма создает впечатление внутренней свободы художественного высказывания и цветовой завершенности. В одних полотнах можно отметить тонкость живописной манеры письма, изысканность цветовых переходов, отображающих трогательность северных пейзажей, например, в работе «Май на Саланге» 1994 года вся композиция проникнута природными оттенками, создающими светлое эмоциональное настроение, связанное с наступающей весной, несущей надежды на позитивные перемены. Другие указывают на смелость лаконичных контрастных по цвету мазков, наполненных особой силой внутреннего напряжения («Апрельский дым», 1965).

Проникновенны работы, вошедшие в триптих «Ради жизни на земле» 2003 года, «Лазурный день» и «Майская береза» впечатляют особой лиричностью и поэтической наполненностью художественного образа, изысканностью цветовых переходов, отображающих трогательную чистоту северного края. Доминирующий сине-голубой цвет этих пейзажей, содействуя цветовому созвучию композиции, играет объединяющую роль.

В пейзажах Тутунджан заключается особая внутренняя сила, в них ощущается прочная связь с родными для художника местами, с прозрачными озерами, полноводными реками, густыми лесами. От этих работ исходит определенный эмоциональный накал, необычное светоизлучение – настолько точно и выразительно художник передает пейзажный образ на полотне. Часто Джанна Тутунджан выбирает панорамный ракурс для пейзажа, в котором выявляется сама эстетическая суть и «энергия» природы с её величием и монументальностью. Художник наполняет всё это великолепие собственным волнующим чувством, возведя это чувство на уровень философского обобщения. («Дорога», 2001; «Река», 2001). Творческие произведения автора вольно или невольно отражают его внутренний мир с трудностями, преодолениями, поисками и обретениями.

Даже в сюжетных полотнах художника природа выступает в обобщенном виде и становится таким же носителем идеи, как и другие компоненты изображения, но именно пейзаж является своего рода камертоном очень многих картин мастера, ведь именно в пейзажах мы сильнее всего можем слышать голос души художника.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня ее рождения.

Теги: птица жизнь

Новости по теме