Массовые кружевные акции, собирающие в одном месте множество мастеров кружевоплетения, стали традицией проходящего в Вологде Международного фестиваля кружева «Vita Lace». Многие помнят вошедшую в Книгу рекордов России акцию «Самое массовое кружевоплетение» на I фестивале кружева в 2011 году, когда на Кремлевской площади Вологды одновременно выплетали кружево 570 мастериц из 10 стран мира и 20 регионов России.  Не менее памятной была акция «Кружевное сердце Олимпиады» на втором «Vita Lace», собравшая 350 кружевниц из 17 регионов России и 3 зарубежных стран.

В этот раз организаторы III Международного фестиваля «Vita Lace» решили несколько изменить формат акции: одновременно выплетающие кружево мастерицы разместились в аллеях Вологодского кремля. Наверное, акция несколько потеряла в зрелищности, зато приобрела в демократичности: любой желающий в течение двух часов мог подойти к мастерам разных – и российских, и зарубежных – кружевных центров (в акции приняли участие кружевницы из 14 регионов России, а также из Австралии, Польши, Хорватии и Франции), познакомиться, задать вопросы, полюбоваться вблизи на ловкие движения умелых рук, быстро перебирающих коклюшки.

Мастера со смущением говорили о себе, и с удовольствием – о промысле, который стал смыслом их жизни. Отовсюду слышались ласкающие слух «кружевные» словечки: «сцепное» и «парное» кружево, «сколки», «насновки», «отвивные петли», «плетешки», «полотнянки»,«прошвы»… Оценивая и сравнивая свое кружево с кружевом других регионов или стран, мастерицы рассказывали об отличительных особенностях своей кружевной школы,  погружаясь в неведомые простым смертным ремесленные термины.

О михайловском кружеве,что родом из города Михайлов Рязанской области, нам рассказала первокурсница Рязанского филиала Высшей школы народных искусств Анастасия Тимонина: «Михайловское кружево – мерное, то есть выплетается длинная полоска кружева,скажем, для отделки одежды, низа сарафана, рукавов и т.д. Если вологодское кружево чаще плелось, скажем так, для господ, то михайловское кружево – крестьянское. Нитки у него грубее. Обычно плели из шерсти, мы сегодня используем мулине, кружево у нас цветное. Коклюшки тоже толстые, потому что нитки тяжелые. И узоры, соответственно, совсем другие, не как в вологодском кружеве, более геометризированные».

Кружевница из Ростовской области Елена Сазоненко рассказала, что собственного кружева в их регионе не водится, поэтому она увлеклась вологодским. «У донских казаков ведь женщинам не до кружева было. Муж 25 лет на службе – она и детей растила, и хозяйство вела практически в одиночку. Ну а я вот решила заняться кружевом – возможно, нижегородские корни дали о себе знать. Я изучала разные виды кружевоплетения: плела елецкое кружево, теперь вот вологодское. Но приехав в Вологду и поближе познакомившись с кружевом, которое создают здесь, поняла, что плету немножко иначе…», – и далее Елена пустилась в объяснения особенности своей манеры.

Мастерица из польского города Бобова Малгоржата Спила рассказала, что, научившись плести традиционное польское кружево из льняных ниток, постепенно отошла от него, начав использовать металлизированные нитки (она называет их «проволокой»). Такие кружева могут гнуться и принимать любую форму, поэтому из них удобно делать различные аксессуары: браслеты, броши, ободки, серьги. Кружевной сколок у Малгоржаты почти не прорисован – она придумывает узор прямо в процессе плетения и, если результат ей не нравится, то безжалостно распускает сплетенное и выплетает новый узор. Спила впервые приехала в Вологду, но со знаменитыми вологодскими кружевами заочно была хорошо знакома – много видела и читала о них в интернете.

Многим было любопытно узнать об особенностях австралийского кружева – делегация кружевниц из Австралии также демонстрировали свое искусство на аллее кружевниц в Вологодском кремле. «В Австралии нет собственных серьезных кружевных школ,и мы в основном заимствуем разные техники из разных стран. Так, вы можете видеть английское кружево, французское, бельгийское и, конечно же, русское», – рассказала кружевница Кристин Бесвик. Коклюшки австралийских мастериц привлекали внимание своим миниатюрным размером – как призналась одна из кружевниц, это специальные коклюшки для путешествий, их очень удобно брать с собой в дальнюю поездку.

Кстати, о коклюшках. Доставило особое удовольствие разглядывать орудия мастериц – настолько они при всей схожести их назначения различны и интересны. Каждый мастер старается изготовить коклюшки «под себя», удобные именно его руке и по возможности не расстается с ними. «Я люблю, чтоб коклюшки были потяжелее, – призналась одна из кружевниц.  – Специально для меня мастер в нашем городе изготовил мне увесистые коклюшки из вишни, которые я теперь и использую». Кружевницы бережно и любовно относятсяк своему «техническому инвентарю», многие украшают их, расписывают, придают необычную форму.

На фоне женщин-кружевниц на кремлевской аллее бросалось в глаза присутствие «особи мужеского полу». Алексей Бойков из Тверской области рассказал cultinfo, что плетет кружево уже более 30 лет и вовсе не считает, что это не мужское занятие. «Если хотите знать, кружево и придумал-то мужик, – сообщил нам общительный Алексей Алексеевич. – Хотя женщины, конечно, более терпеливы. Но есть вот и такие, как я. Живу я в небольшом военном городке, сейчас на пенсии, и рукоделие – мое хобби и средство заработка. Что делать в поселке городского типа вечерами? На танцы – уже старый, да и женат. Футбол не каждый день показывают. Спиваться не хочется. Вот и нашел себе отдушину (улыбается)». Кружевному делу Бойков научился у мастерицы из Вологды: в Доме офицеров их поселка вела курсы вологодская кружевница. И не только кружевную премудрость постиг терпеливый мужчина, в его арсенале разные виды рукоделия: макроме, машинное вязание, кружево, фриволите. Но кружево остается любимейшим занятием. На фестиваль «Vita Lace» Бойков приехал впервые, но в Вологде до этого уже раз побывал: «Сын у меня служил под Вологдой, я приезжал к нему. Поскольку кружевом занимаюсь, зашел в Музей кружева, а вот на фабрику «Снежинка» меня не пустили – у нас в военный закрытый городок проникнуть легче, чем к вам на кружевную фабрику. Наверное, боятся, что секреты украдут», – смеется  Алексей Алексеевич.

Кружевная сказка в Вологодском кремле длилась два часа. Конечно, за это время невозможно было подробно познакомиться со всем многообразием кружевных школ и центров, но с помощью всей этой красоты и великолепия можно было получить настоящую «эстетическую прививку», которой должно хватить на три года – до следующего международного кружевного фестиваля.

Теги: VITA LACE
Елена Легчанова

Новости по теме