12+

Живописные и графические работы художников, близких Василию Белову, составили новую выставку в Мемориальной мастерской А.В. Пантелеева

В Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева начала работу выставка «Василий Иванович Белов в творчестве художников». Экспозиция, организованная в рамках II Всероссийских Беловских чтений, объединила живописные и графические произведения авторов, близких Белову.

Василия Белова изображали многие художники, однако в камерную экспозицию вошли лучшие портреты, которые наряду с глубоким внутренним содержанием обнаруживают и высокое внешнее сходство с писателем. Так, Владимир Корбаков показал нам совсем молодого Белова, представив писателя как завсегдатая мастерской художника, заглянувшего на огонёк, не снимая полушубка, присевшего на минутку среди расписных народных игрушек. «Это портрет, полный юмора, энергии. Белову там 35 лет», – комментирует Марианна Мурашева, заведующая мастерской Пантелеева. Однако волевой пристальный взгляд молодого мужчины выдает силу его характера. Белов был для художников прежде всего олицетворением той нравственной высоты, которая всегда была присуща большим русским писателям. Именно таким его показал в монументальном портрете Николай Баскаков. Напряженная поза передает постоянную внутреннюю борьбу мысли и совести, говорит об остром восприятии действительности.

«Мы показываем в экспозиции классические произведения. И в этом смысле портрет Баскакова является центральным полотном. Белов здесь защитник нашей родины. Изобразив его на бревенчатом золотистом фоне, Баскаков отразил и любимую тематическую линию автора. Он очень здорово прочувствовал Белова. Писатель не был внешне очень крепким, но по роду своей деятельности он был настоящий богатырь, хранитель», – рассказывает Ирина Балашова, заместитель директора ВОКГ по научной работе.

Совсем другим Белова увидели москвичи братья Ткачевы. Все тем же пронзительным взглядом с полотна на нас смотрит уже постаревший писатель. Сила его духа по-прежнему велика, но в глазах также боль, постоянное внутреннее беспокойство за свою малую родину.

Василий Белов был и останется художником слова, однако он увлекался и живописью. Два небольших этюдных произведения «На лесном озере» (1988), «На мысах» (1988) из собрания Центра писателя В.И. Белова отображают столь любимый писателем Харовский край. Деревня Тимониха, в которой он родился, дала прозаику чувство незыблемой и неразрушимой духовной опоры.

Расцвет популярности Василия Белова пришелся на 60-е годы, когда вышло его произведение «Привычное дело». Оно стало культовым, изменив сознание многих городских людей, привив им любовь к уже уходящей русской деревне. Та мысль, что именно в российской провинции живут и работают истинные представители и защитники традиционной культуры, привела на Русский Север коломенского художника Михаила Абакумова. Он смог ощутить и воспеть великую силу этих мест, где много жил и писал полюбившуюся ему деревню Синяково Кубенского сельсовета. Одно из монументальных произведений «После грозы» (2007) он подарил вологодской галерее. В кажущихся беспросветными грозовых облаках оживает солнце и вместе с ним деревня… Именно так мастер видел настоящее и будущее России.

В эмоционально наполненных пейзажах Георгия Попова «Ранний снег» и «Вечерняя благодать» жизнь села представлена просто, но в то же время нарядно, полотна удивляют особым восхищенным взглядом на родную природу.

Образ Вологды с ее повседневной жизнью, открывшийся писателю, запечатлен в картине Олега Бороздина «Вологда 50-х годов». Ностальгия по деревянной уходящей Вологде находит свое развитие в городских пейзажах Валерия Страхова «Дыхание весны», «Весна».

Среди графических листов обращает внимание рисунок Джанны Тутунджан «Вечный перезвон». В звоне коклюшек художница почувствовала поэзию жизни, свидетельство силы крестьянских традиций. Эта задушевность, а в большей степени мастерство Белова в изображении художественных картин природы, во многом подвигла Генриетту Бурмагину на создание иллюстраций к рассказу «Бобришный угор». В них природа предстает как неотъемлемая часть народной жизни и быта, с нею связан ежедневный труд, надежды, радости и печали.

Одним из самых близких Белову друзей-художников можно назвать череповчанина Владислава Сергеева – создателя блестящего по психологической характеристике карандашного портрета писателя, в котором автор продемонстрировал мастерство настоящего академического рисунка.

Всего выставка «Василий Белов в творчестве художников» включает более 40 произведений живописи и графики. Экспозиция работает до конца ноября по адресу ул. Козленская, 4.

Юлия Шутова по материалам ВОКГ