Архив номеров

С продукцией «Надежды» знакомы все, кто хоть ненадолго задерживается у молочных витрин в больших продуктовых магазинах: в нарядные деревянные бочата, расписанные на фабрике, фасуется знаменитое вологодское масло. Но это лишь малая часть ассортимента предприятия, которое выпускает более 300 видов изделий, расписанных вручную. 

Светлана Гришина

Марина ЮкинаС продукцией ООО «Надежда» знакомы все, кто хоть ненадолго задерживается у молочных витрин в больших продуктовых магазинах: в нарядные деревянные бочата, расписанные на фабрике, фасуется знаменитое вологодское масло. Но это лишь малая часть ассортимента предприятия, которое выпускает более 300 видов изделий, расписанных вручную. Наиболее полно продукция «Надежды» представлена в магазине в здании фабрики – от разноцветья причудливых узоров и разнообразия форм, как говорится, глаза разбегаются. О том, как создаются эти красивые вещицы, и о том, как сегодня держится на плаву производство, в основе которого – ручной труд, мы беседуем с главным художником предприятия Мариной Юкиной, мастером народных художественных промыслов Вологодской области.

От хохломской росписи до борецкой

История «Надежды» началась в 1976 году: тогда по распоряжению Вологодского облисполкома при Вологодском деревообрабатывающем заводе был создан цех народной росписи, использующий отходы деревообработки. Одновременно властями было принято и решение о том, как именно расписывать изделия – так в северной Вологде неожиданно поселилась… хохлома – старинный промысел, получивший «имя» по названию села Хохлома в Нижегородской губернии. Для работы на предприятии и обучения местных мастеров из Смоленска были приглашены художники, владеющие хохломской росписью, – приглашены надолго, здесь им даже были выделены квартиры. Почему была выбрана именно хохлома, теперь уже никто не вспомнит, – вероятно, «за известность»: этот промысел был достаточно развит и прочно ассоциировался с русским народным искусством.

Со временем пришло понимание того, что вологодское предприятие должно заниматься не «привозным», а исконным вологодским промыслом. Художники и мастера занялись изучением северных росписей. Большую помощь в этом оказал Вологодский областной краеведческий музей (сегодня – государственный музей-заповедник), где в 1980 году как раз открылась студия «Вологодские росписи», и лично Ангелина Глебова, много лет возглавлявшая художественный отдел музея. Мастера изучали предметы с росписью из фондов музея, копировали росписи прялок, ездили по музеям области, собирали фотографии и книги. Когда материал был собран и осмыслен, стали разрабатывать новые виды продукции с борецкой росписью – это так называемая графическая роспись, происходящая из села Борок Шенкурского уезда Архангельской губернии – когда-то эта территория входила в состав Вологодского наместничества. Многоцветная, яркая, нарядная, достаточно сложная в исполнении, она определила новое направление в развитии предприятия, которое благодаря ей в конце 1990-х стало членом ассоциации «Народные художественные промыслы России». Но и от хохломской росписи тоже не отказались.


«Нас, бывает, критикуют за хохлому, но изначально этот выбор – не вина художников, – говорит Марина Юкина. – Теперь, имея огромный опыт работы в этой росписи, предприятие разрабатывает собственную ее разновидность – голубую, или северную хохлому. Да, это заимствованная технология, но в голубом цвете хохлому никто, кроме нас, не пишет. Мы надеемся добиться утверждения нашей северной хохломы как самостоятельного промысла».


Помимо борецкой росписи и голубой хохломы, в «Надежде» выпускают изделия и с другими видами традиционных росписей. Шекснинская золочёнка радует нарядным, праздничным сочетанием красного фона и золотого узора из листьев и веток, на которых сидят диковинные птицы. Мезенская красно-черная роспись – говорят, одна из наиболее древних – представляет собой сложные композиции из разных орнаментов, которые составляют стилизованные фигурки коней, лосей и утиц в сочетании со знаками-символами. И золочёнка, и мезень – это графические росписи, в основе которых сложный рисунок. Свободно-кистевая харовская роспись, наоборот, пишется без предварительного рисунка, а крупный живописный узор создается широкими мазками, причем на кисть берется краска одновременно двух, а то и трех цветов. Правда, изделия с этими росписями представлены в ассортименте «Надежды» не так широко, как борецкая роспись или голубая хохлома.

Значительную часть продукции предприятия составляют авторские фантазийные изделия, которые отличаются огромным разнообразием: это футляры под конфеты или алкоголь, шкатулки, колокольчики, сувенирные фигурки. Веселые деды морозы, матрешки, забавные фигурки животных – каждая имеет свой характер и выражение «лица». А маленькие елочные игрушки не хочется выпускать из рук, настолько они симпатичны и праздничны – жаль, что продаются они только в комплекте с деревянной расписной елкой, и стоит этот комплект недешево, но что делать – ручная работа…

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Ассортимент предприятия широк, объемы производства значительны, а художников здесь всего 16 человек. Сразу возникает вопрос об организации работы: мастер специализируется на одном виде росписи, или каждый должен уметь всё?


«”Надежда” – маленькое предприятие, не слишком известное по стране, поэтому нам нужно выпускать очень разнообразную продукцию, иначе не выжить, – объясняет Марина Николаевна. – Есть и матрешки, и декоративные пейзажи, и северодвинские росписи (к ним относится борецкая), и голубая хохлома – каждому мастеру надо многое уметь. Поэтому и ученикам у нас приходится трудно – нужно осваивать одновременно по 5–6 направлений. Знаменитые промыслы, имеющие более крупные производства, как гжель или хохлома, работают иначе – пишут только своё, а мы должны постоянно искать и пробовать новое, чтобы оставаться интересными покупателю».


Художникам в «Надежде» нужно не только владеть разными видами росписей – нужно уметь работать быстро. В мастерских и цехах предприятия повсюду стоят огромные подносы с изделиями разной степени готовности. Марина Юкина показывает небольшой, умещающийся на ладони сувенирный колокольчик с фантазийной росписью – таких надо расписать 20–30 в день. Борецкая роспись более «медленная» – изделий такого же размера с нею нужно выдать штук 10 за смену. На каждый вид росписи – свои расценки, а работают мастера сдельно, их заработок полностью зависит от количества расписанных вещей. Ученикам, чтобы набрать нужный темп работы, требуется два-три года. Раньше расписывали маслом, пользовались растворителями, и работу художника можно было в каком-то смысле назвать вредным производством; когда перешли на водные темперные краски, стало намного легче.

Бывает ли при таком производстве брак? «Человек не машина – где-то пропустил, где-то размазал. Конечно, на предприятии есть контроль – такое изделие будет возвращено для переделки, – говорит Марина Юкина. – Но в художественном производстве понятия брака нет: если у человека не получается, то он либо только учится, либо это не его профессия. Квалификация должна быть очень высокой – иначе работать у нас нельзя».

Как в условиях фабричного производства художнику сохранить свою индивидуальность, и возможно ли это вообще? Ведь он не творит, повинуясь вдохновению, а много раз повторяет одно и то же по одному эскизу. Марина Николаевна уверяет, что возможно:


«У каждого мастера свой почерк, и я по работе всегда узнаю, кто ее делал. Тем более что у нас нет образцов, от которых нельзя отступить ни на шаг. В каждой росписи есть общие принципы написания отдельных элементов и их компоновки, но художник всякий раз создает свой собственный образ. Взять нашу голубую хохлому – ее в любом случае будешь писать по-своему: свою травку, свои ягодки, в своем стиле оформишь рисунок. В сувенирных колокольчиках и матрешках можно добавить от себя детали узора, по-своему написать личико, изменить колорит. Какая-то мера свободы художнику обязательно нужна, иначе работать будет просто неинтересно».


Авторскую оригинальность работы подчеркивает и подпись мастера на ней, и если на серийных изделиях подписи может и не стоять, то высокохудожественные вещи всегда подписаны (они и в исполнении сложнее, и оцениваются дороже). Иногда поставить подпись на изделии просит заказчик – чтобы видно было, что это ручная работа.

Среди мастеров «Надежды» шесть человек имеют звание «Мастер народных художественных промыслов Вологодской области». Кто-то получил образование в Губернаторском колледже народных промыслов (ранее – профессиональное училище № 15), а кто-то учился ремеслу прямо на фабрике. Стажисты работают на предприятии по 30–35 лет. Мастера имеют возможность показать свое искусство на конкурсах народных промыслов, один из самых значимых – выставка-конкурс «Ладья» в Москве, и «Надежда» там всегда представлена. В 2018 году за достойное представление Вологодской области на Всероссийском смотре-конкурсе народных художественных промыслов России «Молодые дарования – 2018», который проходил в апреле, художник Ирина Пахолкова была поощрена Благодарственным письмом Департамента культуры и туризма области, а по итогам данного конкурса стала стипендиатом по линии Министерства культуры России.

Проходят конкурсы и на областном уровне: недавно по итогам конкурса профессионального мастерства среди молодых работников организаций народных художественных промыслов, организованного Департаментом культуры и туризма области в октябре 2018 года, премий были удостоены три художника «Надежды» и резчик.

Ольха да осина

Именно в руках токаря и резчика начинает свой путь любая вещь, изготовленная в «Надежде», хотя покупатель, видя эти нарядные изделия, восхищается прежде всего мастерством художника, выполнившего роспись. Работа эта тяжелая и трудоемкая, и нигде в Вологде токарному делу не учат – приходится учиться, что называется, на ходу. Предприятие не закупает резные и токарные формы – всё изготовляется здесь по эскизам главного художника. Большинство токарей тоже работают давно: ремесло требует опыта, за год ничему не научишься.


«Дерево мы закупаем сами, сами обрабатываем, готовя полуфабрикат, – объясняет Марина Николаевна. – До недавнего времени у нас было подразделение в селе Устье – токарный цех, но его пришлось закрыть из-за нерентабельности. В качестве сырья используем, по сути, бросовый материал – ольху и осину, подлесок, который не годится для распиловки на доски. Древесина хвойных пород для сувениров непригодна – она выделяет смолу, а береза слишком тяжелая. Каждое изделие точится из цельного куска дерева, кроме бочек со вставным донышком. Ольха не бывает толстой – максимум 20 см в диаметре, поэтому идет на изделия малого и среднего размера. Осину ищем большую – короба, например, делаются из нее. Формы наших изделий – самые разные, есть такие, которые полностью вырезаются вручную: ковшики, ложки, утицы. Мы работаем только с сырой древесиной. Вы удивитесь, но трудоемкая роспись – пожалуй, самый короткий этап в изготовлении нашей продукции, много времени требует сушка вырезанного изделия: чтобы готовая чашка попала в магазин, должно пройти полтора месяца, из них месяц уйдет на сушку».


Как придумать то, что купят

Как утверждается к производству то или иное изделие? Генератор творческих идей на предприятии – главный художник, и на нем лежит огромная ответственность, ведь нужно предугадать, насколько успешно новая вещь будет продаваться.


«Предварительно разрабатываю форму, делаю эскиз, – рассказывает Марина Юкина. – Первое изделие я, как правило, расписываю сама, но иногда выполнение образца поручается сильному художнику. Стараешься найти тот вариант, который хорошо пойдет в работе и будет иметь спрос. Бывает, что на образец уходит неделя, но ты точно знаешь, что «попадешь в цель» – это уже интуиция. Надо представлять, насколько трудно будет художникам работать по этому образцу: одно дело – создать единичный шедевр и совсем другое – повторить изделие при массовом производстве».


У «Надежды» есть постоянные оптовые покупатели, в первую очередь молочные комбинаты области: значительную долю выпускаемой продукции составляют бочата под сливочное масло. Однако большинство постоянных клиентов предприятия – из других регионов России. В Вологде изделия мастеров «Надежды», помимо магазина на фабрике, всегда представлены в магазине «Вологодские сувениры». Продаются они и в Великом Устюге – там у туристов пользуется спросом «дедморозовская» тематика. Самое горячее время для предприятия – зима: к новогодним праздникам поступает множество заказов на сувениры, елочки, разнообразных Дедов Морозов, футляры под алкоголь и конфеты.

Работа под заказ – не всегда рутина. В кабинете у Марины Николаевны среди множества интересных вещиц стоит совершенно необыкновенная – высокая шкатулка-карусель с борецкой росписью, и недавно на предприятии выполнили 50 таких каруселей под заказ. Бывает, что «Надежда» берет и частные заказы – среди них встречаются особенно интересные.


«Сложные заказы дают толчок к творчеству, – говорит Марина Юкина. – Всегда бы их брали, будь у нас побольше времени. Например, нам приносили расписать самовар, а однажды мы делали упаковку под эксклюзивное вино. Иногда «человек с улицы» наталкивает на такую идею, которая сама по себе никогда бы и в голову не пришла».


Максимально разнообразно продукция «Надежды» представлена на ярмарках и выставках. Здесь важно не только показать весь ассортимент предприятия, но и учесть разные финансовые возможности покупателей: кто-то приобретет большую авторскую работу, а кто-то – сувенирный колокольчик.

Как изделия ручного промысла выдерживают конкуренцию с более дешевыми сувенирами, изготовленными путем штамповки или с применением деколи – переводной картинки? Ведь далеко не всякий оценит разницу в исполнении, а отличие в цене все заметят. В борьбе за покупателя главный козырь «Надежды» – качество. По профессионально выполненной росписи видно, что рисунок написан человеческой рукой – он живой, легкий, а разные изделия, повторяющие один эскиз, неуловимо отличаются друг от друга, и каждое по-своему интересно.

Что впереди?


«Мы никогда не жили легко, – делится Марина Юкина, чей стаж на предприятии отсчитывается с 1980 года. – Сколько лет я тут работаю, всегда над нами довлеет тревога: как бы нам не закрыться... Предприятие неприбыльное, нам всё дается непросто, и мне кажется, так обстоят дела в любом промысле. В лучшие времена у нас работало до 40 художников. Возможно, дело в том, что сегодня в промыслы не так охотно идет молодежь, а старые мастера уходят. Однако мы настроены на развитие. Вот уже третий год «Надеждой» руководит Александр Вячеславович Песков, молодой энергичный директор – при нем и магазин преобразился, и молодые сотрудники стали получать доплаты. Поощряется участие работников предприятия в профессиональных конкурсах, хотя это и нелегко – отпустить человека на выставку или дать ему время для создания выставочного изделия, когда нужно выполнять план».


Недавно перед «Надеждой» открылись новые перспективы. Помещения на улице Энгельса, 52, в которых располагаются цеха, предприятие использует на условиях аренды. После визита на предприятие мэра Вологды Сергея Воропанова городские власти приняли решение предоставить «Надежде» льготу в 94% на аренду помещений. Освободившиеся средства можно будет потратить на обучение мастеров, ремонт помещений и приобретение нового оборудования – то, что используется сейчас, износилось и устарело, некоторые станки не менялись более 30 лет.


«Я как главный художник планирую работу на много лет вперед, – подчеркивает Марина Юкина. – Конечно, хочется выпускать побольше дешевой продукции, не перегруженной росписью, – легкие изделия, вписывающиеся в современный интерьер. Возможно, есть перспектива у расписных украшений, например, крупных бус или брошей. Сейчас популярны и различные аксессуары в этно-стиле, я думаю над тем, как расписывать, например, дамские сумочки. Наши вологодские росписи позволяют осуществить множество разнообразных идей – было бы время, силы и рабочие руки».


Возврат к списку