Архив номеров

С руководителем коллектива, народным артистом России Евгением Максимовым мы беседуем обо всём, что может быть интересно зрителю, не раз видевшему выступления его артистов. Вологжане и все жители области видят их часто, и это всегда праздник. Для ценителей народной культуры – встреча с аутентичным фольклорным материалом, искусно поданным на современной сцене, для любителей танцевального искусства – восхищение мастерством и слаженностью работы танцоров, а песни в исполнении вокальной группы радуют всех.


Светлана Гришина

Евгений МаксимовС руководителем коллектива, народным артистом России Евгением Максимовым мы беседуем обо всём, что может быть интересно зрителю, не раз видевшему выступления его артистов. Вологжане и все жители области часто бывают на концертах «Русского Севера», и это всегда праздник. Для ценителей народной культуры – встреча с аутентичным фольклорным материалом, искусно поданным на современной сцене, для любителей танцевального искусства – восхищение мастерством и слаженностью работы танцоров, а песни в исполнении вокальной группы радуют всех.

История ансамбля непроста и драматична, но на протяжении всех этих лет ему сопутствует настоящая слава, причем всемирная: по словам Евгения Максимова, не выступали они только на Северном полюсе. Юбилей – всегда повод вспомнить пройденное и подумать о том, что будет. Об этом – наши вопросы руководителю «Русского Севера».

Евгений Павлович, у вас много творческих профессий: вы и артист, и музыкант, и дирижер. А был ли у вас режиссерский опыт, когда вы пришли к руководству ансамблем?

Не было, я даже об этом не мечтал. Но моя жизнь всё время складывалась так, что я всегда брал с кого-то пример. Родился я в небольшом поселке, у нас там был баянист, и мне так хотелось быть на него похожим, играть так же, как он! Потом я поступил в Ленинградский институт культуры, и мне страшно захотелось быть похожим на Сергея Захарова, знаменитого солиста Ленинградского мюзик-холла – какое-то время я пел у него пел в бэк-вокале. После учебы в академии им. Гнесиных я поехал работать в Архангельск, в «Северный народный хор», и там мне хотелось быть главным хормейстером, как Александр Носков. Мы стали ездить на большие концерты – много работали на съездах КПСС (обеспечивали культурную программу), и там меня заинтересовала работа режиссеров. Довольно жесткие, надо заметить, были люди: если сказано, что номер должен идти 2 минуты 30 секунд, то ни секундой больше, ни секундой меньше сделать нельзя. И вот тогда мне захотелось руководить крупным коллективом, ставить большие и зрелищные формы, основанные на русском фольклоре. У меня в хоре была фольклорная группа, и я начал с небольших народных праздников, которые организовывал в Архангельске.

То есть всё было налажено – как же вы оказались в Череповце?

Это был 1989 год, концерт «Северного народного хора» в зале Чайковского в Москве. Туда приезжает Геннадий Иванович Соболев, тогда художественный руководитель Вологодской филармонии – и меня неожиданно приглашают в Вологду создавать большой народный коллектив. Это была грандиозная задача. Осенью того же года я приехал в Вологду, быстро набросал смету расходов, объявили всесоюзный конкурс, набрали коллектив 80 человек.

И вдруг через два месяца выясняется, что базироваться коллектив будет не в Вологде, а в Череповце, а у этого города тогда была слава места экологического бедствия: мол, там по улице можно только в противогазе ходить. Из 80 набранных артистов у меня осталось 40. Многие не захотели ехать, несмотря на гарантированное жилье и неплохую зарплату. Мне пришлось заново набирать артистов, вплоть до самодеятельных. Город пошел навстречу – дал 35 квартир, «Северсталь» помогла купить инструменты и костюмы. Сделать это тогда было очень трудно: уже начался развал СССР, даже сапоги сшить негде было заказать. Я сам ездил в Министерство культуры, и благодаря помощи народных депутатов нам выделили фуру, аппаратуру, материал для костюмов, бижутерию. Достаточно быстро мы подготовили программу, ее презентация прошла в зале Чайковского в Москве – это был успех, мы поехали за границу…

Это был тот период, когда ансамбль считался участком цеха металлургического комбината?

Нет, это было позднее. «Русский Север» мне тогда пришлось оставить – по молодости, на эмоциях принял такое решение. Перестал находить общий язык с коллективом – видимо, перестарался, делая программу, – я ведь был немного деспот. А меня как раз пригласили на работу в Испанию, в Русскую хоровую школу. Месяца четыре я проработал в Барселоне, семью уже перевез в Петербург. Приезжаю в Череповец по своим делам – и как раз открывается новый Дворец металлургов, 1992 год. И Юрий Липухин, тогда генеральный директор Череповецкого металлургического комбината, уговорил меня остаться. Я заново набрал другой коллектив. Назвали его «Русским национальным театром», он как раз и базировался на ЧМК, и название моей должности звучало забавно: народный артист России Максимов, начальник участка №5. За год подготовили программу – после ее презентации в Москве все говорили, что это «новое слово». Мы объехали все страны и континенты, не выступали, наверное, только на Северном полюсе.

В 2010 году «Русский национальный театр» объединили с ансамблем «Русский Север»: время было непростое, проходила оптимизация, и на основе двух коллективов решили создать один областной, который вошел в состав Вологодской государственной филармонии. Я глубоко признателен областному руководству, которое в трудный момент помогло ансамблю выстоять и сохранить творческий потенциал. Сегодня филармония очень помогает нам в гастрольной деятельности, и для нас это важно: коллектив высококлассный, мы должны его продавать, а это не так-то легко.

Народное искусство сегодня не так востребовано, как раньше?

Не могу пожаловаться на то, что мы забыты: на премьере новой программы в Череповце был полный зал, и в Вологде всегда с удовольствием работаем – здесь замечательный зритель. Наш юбилейный год по плану должен завершиться в Москве: в декабре мы даем большой концерт в Светлановском зале Международного дома музыки. Нашу программу назвали «Звезды Русского Севера» – для нас даже неожиданно: мы же из провинции, стесняемся. А почему нет, спрашивают? Вы достойны этого, по всему миру ездите. Ну, я так своим артистам и сказал: ребята, вы звезды Русского Севера, и давайте будем высоко светить.

Вообще народное направление сегодня непопулярно. На телевидении и по радио эта тема не продвигается: если раньше на центральном канале была редакция народного творчества, и в эфире постоянно показывали разные коллективы, шла реклама, залы заполнялись, то сегодня этого нет. Из телепередач осталась только «Играй, гармонь», да и та переродилась, гармони-то там уже нету… Чувствуя это, артисты стараются уйти в эстраду, в рок – в то, что сейчас на пике интереса публики, или туда, где можно быстро заработать.

Тем не менее, у нас есть своя аудитория, есть даже постоянные зрители, и очень жаль, что цена билета не всегда под силу именно тем, кто хотел бы прийти на наши концерты. В Вологде мы как-то стараемся цену сдерживать, а если выезжаем в другие места, то там билеты бывают и по 1800 рублей – пенсионеры, например, уже не придут. Мы бы с удовольствием работали бесплатно, но вынуждены зарабатывать. Народники всегда были просветителями, думаю, мы из той же когорты. Хорошо, что у нас в области продолжаются фестивали, в прошлом году начался очень удачный проект «Культурный экспресс» – билеты продавались по символической цене в 20 рублей. После концертов к нам подходили бабушки и говорили: ой, да у вас такой коллектив, что нам и 50 рублей не жалко!..

Сколько человек сегодня в ансамбле?

50, из них 40 – артисты и 10 – персонал, который занимается организацией гастролей и хозяйственными вопросами. Это довольно много – на сцене «Русского дома» мы все не можем уместиться.

Каково управлять таким коллективом, поддерживать его в активном творческом состоянии?

Как говорил Станиславский, артисты не просто дети, а сукины дети. Без строгости нельзя, хотя я прошел вот эту «школу деспота» и понимаю, что главное – не перегнуть палку. Не оскорблять, не уничтожать личность, как некоторые делают режиссеры. Но в то же время я достаточно жесткий руководитель. Когда идут последние репетиции или съемки, иногда приходится и в микрофон кричать… Это уже чисто режиссерское – их же целая армия, надо ее построить. Но в любом случае я их очень люблю, для меня каждый актер – это ребенок. Если он не будет прямо смотреть тебе в глаза, то искусства не будет. Искусство все-таки от доброты, от человеческого отношения, от того, что тебя поняли.

Сейчас сменилось уже два поколения артистов – сегодня в ансамбле работают, можно сказать, мои «внуки». В условиях Череповца держать коллектив очень тяжело – сами понимаете, молодежь стремится в столицу. Воспитаешь, а они потом уезжают – в Хор Пятницкого, в ансамбль Моисеева, в «Березку»... Но мы не отчаиваемся, сейчас открыли свою школу при Череповецком училище искусств – это наш, так сказать, кадровый резерв.

Часто бывая на концертах «Русского Севера», многих артистов узнаешь в лицо. Солиста видно сразу или его надо «вырастить»?

У нас не просто танцы и песни – у нас фольклорный театр, с мизансценами, диалогами, играми, и мне нужны разнохарактерные герои. Очень важно, чтобы это были яркие личности. Например, у нас много лет работал заслуженный артист России Андрей Логинов – он уже не выступает, но его до сих пор помнят. Его супругу Ирину Логинову тоже помнят – сегодня она наш хореограф. Много актеров у меня осталось за границей – около 30 человек, целый театр! И это тоже в основном запоминающиеся солисты. Так или иначе, коллектив запоминают по ярким личностям, и мы многие номера строим вокруг них. В юбилейной программе у нас поет девушка из-под Котласа. Я много где бываю в качестве члена жюри, и вот в глубинке как раз такие самородки и находятся, потому что столичные, как правило, не хотят ехать ни в Череповец, ни в Вологду – я преподаю в Санкт-Петербургском институте культуры и знаю это. Будут вагоны грузить, но в глубинку не поедут. А мы именно в провинции находим таких вот звездочек, которые любят сцену не ради денег, а ради того чтобы себя проявить. К сожалению, таких сейчас все меньше и меньше, потому что сегодня другие ценности.

Судя по программам «Русского Севера», ваши артисты должны быть универсалами, уметь всё.

Безусловно. У нас очень тщательный отбор в коллектив: если это танцор, то он должен знать и народный, и современный танец, если вокалист – уметь исполнять народные песни и иметь навыки эстрадного вокала. Все должны иметь и театральную подготовку. Поэтому мы можем работать и фольклорную программу, и эстрадную, можем даже играть спектакли. Например, мюзикл «Василий Тёркин. По дорогам войны» – чисто драматический продукт, на новый год у нас была премьера «Сказки о попе и работнике его Балде». Артистам, конечно, тяжело, но другого выхода нет, иначе мы не будем востребованы. Если смотреть по цехам, то у нас коллектив должен быть человек 150, но мы вынуждены работать в «спрессованных» условиях. Зато чем богаче репертуар, тем больше раскрываются артисты.

Гастрольный быт, когда почти вся жизнь проходит на чемоданах, в переездах и перелетах, – каково это?

Нужна привычка к кочевой жизни. Когда я молодым артистом пришел в «Северный народный хор», мы жили… в вагонах. Гостиниц не было – были плацкартный вагон и купейный. Нас привозили на место и ставили на 8–9 месяцев. Там и отдыхали после репетиций и выступлений, там и белье сушилось… Потом где только не останавливались – и в казармах жили, и в хостелах. Когда только начинали, иногда просто ставили в одном помещении ширму – тут девочки, там мальчики, а бывало и без ширмы. С «Русским национальным театром» ездили в автобусах, а представьте каково добраться на автобусе до Италии или до Ниццы? Это надо ехать трое-четверо суток… Сейчас условия стали получше: если едем далеко, то через 12 часов останавливаемся и ночуем в гостинице. Но везде не уедешь – мы же по всему миру выступаем. Вот, надо нам в Австралию. Импресарио берет заранее самые дешевые билеты – лететь долго, с несколькими пересадками. По прилету надо бы отдохнуть, но нас уже в аэропорту ждут рекламные съемки – мы должны прямо на летном поле плясать.

Но зато есть возможность повидать мир...

Да какое там!.. Во многих странах мы и не видали ничего, кроме коридора и номера гостиницы. Привозят тебя в три часа ночи, завтра репетиция, выступление, а потом – новый перелет. Хотя вот в США мы работали одно время довольно долго – в Джорджии, в Атланте, в Теннеси – нас уже в транспорте узнавали: заходим в вагон, и нам хлопают. Девчонки наши плакали даже. А во время гастролей во Франции нас через Ла-Манш привезли в Лондон, на автобусе на концерт, потом снова в автобус, снова через пролив – и всё. А вроде бы побывали в Лондоне… Об этом надо книги писать.

Нет ли у вас такого замысла?

Замысел есть – времени нет… Вспомнить есть что. Как артисты на пересадке потеряли паспорта. Как в Америку прилетели, в программе у нас танец с саблями, а с саблями в аэропорту не пропускают. Или как я в Министерство культуры на Арбате, 35, ходил выпрашивал денег: песни пел сначала министру Губенко, потому Жуковой, его заместителю. Правда, в тот раз ничего не получил, но в другие разы удавалось.

Профессия артиста не считается опасной, но у танцоров травмы не редкость. Бывает ли такое у вас?

Бывает, и часто. Век хореографического артиста недолог – 20 лет они танцуют и уходят на пенсию. Причем последние пять лет работают «на уколах». Многое зависит от условий выступления: это у нас в театрах по правилам техники безопасности на сцене дерево, а за границей зачастую сцены бетонные, сверху покрытые линолеумом. Потом, если у «звёзд» есть возможность отдохнуть, то мы из автобуса – сразу выступать. Связки страдают, хрящи изнашиваются. Это на сцене артист всегда красив и весел, а за кулисы зайти – как они дышат тяжело, протанцевав пять минут… За один концерт танцор теряет 1,5–2 кг… У спортсменов предусмотрены восстановительные процедуры, а у нас, к сожалению, этого нет. Конечно, наши артисты – профессионалы, они следят за собой, разогреваются перед выступлением, но и это не панацея, и просто по природе кто-то больше предрасположен к травмам. Ни один год без них не обходится. Вот сейчас буквально перед премьерой ведущий артист порвал ахиллово сухожилие – на полгода выбыл из строя…

Какими вы видите перспективы своего коллектива и подобных ему?

Перспективы, честно говоря, не радужные. Я езжу на ярмарки выпускников в консерватории и училища и вижу, что сегодня народников практически нет. У нас пока много молодых, есть кому передавать опыт, но что будет дальше – трудно сказать. Народное искусство – это не то, что сегодня модно. Но я по натуре боец, силы пока есть, и талантом бог не обидел. Многие коллективы подобного плана катают одну программу лет по 30, а мы всё время делаем новое, и как-то быстро, с удовольствием. У меня талантливая команда, многие из моих помощников – Ирина Логинова, Виктория Андреева, Вадим Кучин, Михаил Юрченко, Юрий Серёгин – шли со мной по одному пути практически со дня основания коллектива. Я благодарен своим артистам и всем, кто помогает нам творить. А для меня как для руководителя самое главное – вдохновить людей на творчество.

Возврат к списку