12+

Впечатления о театрально-концертном сезоне 2006 года музыковеда Эллы Кирилловой

Межфестивальный проект департамента культуры Вологодской области «Лето в Кремле» – 2006 оказался щедр на интересные для зрителя концерты и глубокие художественные впечатления. Врата Вологды музыкальной распахнулись не только для известных коллективов России, но и для целого ряда зарубежных гостей. В многообразии промелькнувших с 12 июня по 20 июля событий вологодские и череповецкие артисты достойно представляли профессиональное искусство Вологодчины и не уступали гостям ни по уровню мастерства, ни по оригинальности и содержательности репертуара. Постоянно заполненным амфитеатром зрительских мест любители искусства голосовали «за» большинство прошедших концертов. И погода в этом году, не считая редких исключений, позволила полностью насладиться прекрасной музыкой, звучавшей в Консисторском дворе Вологодского кремля.

В эволюции летнего проекта все более ощущается стремление артистов и зала к неформальному общению. По-видимому, сама обстановка концертов подталкивает гостей к рассказу о себе и своей программе, о гастролях последнего времени, о публике разных городов мира и, конечно, о своих впечатлениях о вологодских слушателях. Интерес к таким неофициальным беседам – а у наших зрителей тоже много вопросов к исполнителям – наводит на мысль о необходимости возобновления традиции «интервью для зрительного зала», которая несколько лет назад существовала в филармонии и обогащала нас многими интересными фактами из мира искусства.

Инструментальный блок «Лета в Кремле» в этом году отличался богатством и разнообразием красок. Главным «иноземным подарком» стал концерт оркестра саксофонистов из Италии под руководством обаятельного, талантливого дирижера и солиста Федерико Мондельчи. Несмотря на весьма прохладную погоду 30 июня, публика тепло и сердечно принимала итальянских гостей. Ф. Мондельчи – выпускник консерватории в Пезаро, превосходный саксофонист, человек, хорошо чувствующий свой оркестр, включил в программу произведения современных итальянских композиторов, сочиненные специально для возглавляемого им коллектива. Таким образом, итальянские музыканты сыграли важную просветительскую роль – многие произведения, звучавшей в этой программе, мы слышали впервые. А сам Ф. Мондельчи, неоднократно игравший в России с Камерным оркестром К. Орбеляна и постоянно участвующий в международном фестивале «Дворцы Санкт-Петербурга», в эти же дни выступил по центральному телевидению, теперь уже с филармоническим оркестром под управлением В. Спивакова. Подобные концерты вводят вологодскую публику в орбиту интересных международных событий.

Прекрасным подарком всем постоянным зрителям концертов фестиваля «Лето в Кремле» стало выступление Государственного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Всемирно известный коллектив уже не раз гастролировал в Вологде, а его дирижер – народный артист России и лауреат Государственной премии РФ Георгий Гаранян впервые побывал в нашем городе еще в начале 60-х годов в качестве артиста оркестра – исполнителя на саксофоне. И в этот раз он показал свое неувядающее мастерство блестящим соло в сюите из музыки композитора Зацепина к кинофильму «Бриллиантовая рука». Давно знакомых и любимых джазовых композиций в этой программе было немало. Популярные мелодии Глена Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины» исполнялись оркестром и вокальным квартетом «Москва – транзит». Прозвучали два произведения композитора Гордона Гулена, а также Марш из оперы Верди «Трубадур» в обработке Дж. Грея. Что бы ни предлагали гости вологжан своим слушателям в этот вечер, все демонстрировало великолепные возможности каждой оркестровой группы.

Обращение дирижера к залу, рассказанные им истории, остроумные шутки – все создавало ощущение непринужденного общения друзей и единомышленников.

В жанре инструментальной музыки состоялись еще три выступления, героями которых стали вологодские музыканты.

Концерты дуэта баянов «Мастер-класс» всегда носят яркий праздничный характер и демонстрируют высокий уровень мастерства, богатство репертуара и умение тонко чувствовать настроение публики. Программа Александра Султаншина и Руслана Лебедева состояла из трех разделов: классическая, народная и современная эстрадная музыка. Её украшало и разнообразило включение гармоник и убедительная демонстрация их виртуозных возможностей.

Главным сюрпризом в выступлении Камерного оркестра Вологодской филармонии под управлением заслуженного артиста России Алекснадра Лоскутова стал Концерт Девьена для флейты, в котором в качестве солистки выступила лауреат международных конкурсов из Санкт-Петербурга Мария Лапина. Гостья сразу привлекла внимание знатоков искренностью исполнения и безупречной виртуозностью техники, пластикой, грациозностью, высокой культурой звука. М. Лапиной не помешали сложные условия того прохладного вечера: инструмент идеально отвечал ей, не было ни малейших расхождений с оркестром, и когда ветер сдувал с пульта ноты, а дирижер вынужден был поднимать и закреплять их, Мария флейтой изящно показывала вступления оркестру.

Виртуозно исполнен был впервые прозвучавший двойной концерт для кларнета и скрипки с оркестром композитора Стамица, в котором солировали заслуженный артист РФ Александр Лоскутов и череповецкий кларнетист Павел Панфилов.

Духовой оркестр «Классик-модерн бэнд», завершавший заключительный концерт сезона, начал свое выступление в 21 час, но ни это обстоятельство, ни прохладная погода не ослабили внимания слушателей к программе любимого коллектива. В этот раз особый интерес привлекала личность дирижера Виктора Кочнева: в июле Указом Президента ему присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Виктор Леонидович – серьезный опытный музыкант, счастливо сочетающий в себе высочайшую художественную культуру с безупречностью вкуса и завидной интеллектуальной глубиной. Можно сказать, что вся творческая судьба вологодского оркестра определилась именно в тот момент, когда к руководству коллективом пришел Виктор Кочнев.

Духовой оркестр вынес на суд слушателей такие произведения, как вальс Розова «Над волнами» и старинный марш Печерского драгунского полка, а также новые для вологжан композиции Л. Андерсена «Конфетки для кларистов» и «Каникулы трубачей», в которых блеснули музыканты групп кларнетов и труб. По давно сложившейся хорошей традиции с оркестром пели ведущие солисты филармонии Сергей Калинов и Елена Тихонова.

Для любителей хорового пения любой приезд в Вологду череповецкого хора «Воскресение» под управлением заслуженного артиста России Сергея Зуева – всегда праздник. В день открытия фестиваля коллектив исполнял сборную программу, включавшую произведения Валерия Гаврилина, обработки русских народных песен, русскую хоровую духовную классику. Хор вызывает у зрителя интерес своим постоянным поиском новых элементов сценографии, которые подчеркивают характер исполняемой музыки. На сей раз фрагмент из «Перезвонов» Гаврилина дал хору возможность инсценировать музыкальный материал.

Лауреат Государственной премии Правительства Вологодской области, мужской камерный хор Вологодской филармонии под управлением Альберта Мишина в день закрытия фестиваля вышел к зрителям с духовными песнопениями, концертными обработками русских народных песен и хоровым переложением известной «Горницы» А. Морозова на стихи Н. Рубцова, которую коллектив исполнял уже вместе со своими слушателями.

Чрезвычайно интересными в этом году стали два оперных вечера.

Музыкальный спектакль «Мария Каллас» Московского театра «Новая опера» – это посвящение и приношение памяти великой итальянской певицы, «властительницы дум» миллионов слушателей в течение многих лет. Динамичная композиция, представляющая чередование сцен и сольных отрывков из опер, в которых блистала великая певица, хороший состав исполнителей – солисты и непревзойденный вокальный ансамбль – оказались удивительно гармоничны и привлекательны. В театрализованной программе гостей звучали отрывки из опер «Отелло», «Аида»», «Набукко», «Макбет» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, оперных шедевров Беллини, Доницетти, Пуччини. Спектакль москвичей, несомненно, стал одной из вершин нынешнего театрально-концертного сезона.

Художественный успех сопутствовал и концертному исполнению оперы «Евгений Онегин». Серьезная работа Череповецкого Губернаторского оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Галины Перевозниковой, смешанного хора музыкально-педагогического факультета ВГПУ под руководством Сергея Серебренника, заслуженного артиста России Всеволода Чубенко, читавшего авторский текст, и, конечно, выступление солистов легендарного Мариинского театра Натальи Тимченко и Владислава Сулимского увлекла любителей музыки. Солисты, исполнявшие партии Татьяны и Онегина, демонстрировали высокий уровень мастерства, были искренни и экспрессивны в передаче сложной гаммы чувств. Хоровые партии выразительно связывали сольные эпизоды в третьей, четвертой и шестой картинах – сценах усадебного и великосветского бала, а также в момент объяснения героев в саду. Гениальное творение П.И. Чайковского оказалось приятным подарком вологодским меломанам.

Красочными «вкраплениями» в академические программы фестиваля стали выступления двух национальных ансамблей песни и пляски, а также известной армянской певицы Анны Маилян.

Музыкальные краски Карелии, представленные Государственным ансамблем песни и танца «Кантеле», напоминали рисунки пастелью и акварельную живопись: тихие звуки кантеле, лирические песни о родном озерном крае завораживали. Танцевальная группа «Кантеле» особенно заинтересовала зрителя интерпретациями народных традиций разных областей Карелии, разнообразием мелких бытовых и психологических деталей, красочностью костюмов.

Хакасский ансамбль «Улгер» («Созвездие») принес с собою необычное ощущение экзотического звучания дотоле неведомых нам национальных музыкальных инструментов, мужского горлового пения, оригинальной пластики танца.

Мастерство всемирно известной армянской певицы Анны Маилян просто потрясло слушателей своим совершенством, необъятностью диапазона и богатством тембровых красок. Интересно было услышать армянские духовные песнопения XII века, мелодии древних танцев и народных песен. Сопровождало пение звучание национальных инструментов тара и дудука, а также выразительный рассказ самой А. Маилян о многовековых музыкальных традициях Армении, поездках по всему миру, о ее восторге перед красотой и величавостью куполов вологодской Софии, уютом и древним спокойствием Консисторского дворика кремля.

Прощаясь с фестивалем, вологодский зритель уносит в душе множество новых, часто неожиданных для себя глубоких художественных впечатлений и чувство благодарности организаторам «Лета в Кремле».

Элла Кириллова