12+

Хроника событий фестиваля «Фрески Севера». День третий: фестиваль набирает скорость

Вот и еще один день фестиваля умчался в прошлое. Открылся он в кинотеатре «Салют» показом норвежской анимационной программы, которую представляла редактор АНО «Дом Кино» Е.Н. Ретунская. Программу впервые показали для российских детей, которые с восторгом смотрели скандинавские мультики.

Чуть позже здесь же известный детский кинорежиссер Владимир Александрович Грамматиков встретился с учащимися вологодских школ. Удивительно легко находя общий язык с ребятами, он рассказал им о работе режиссера детских фильмов – на первый взгляд приятной и веселой, а на самом деле сложной и хлопотной; рассказал, как отбирает маленьких актеров для своих кинокартин из тысяч желающих; о том, как и где снимал свои фильмы и какие интересные случаи происходили на съемках. А потом он представил на суд самых требовательных зрителей свой новый фильм, работа над которым только-только завершилась – «Тайна сибирской княжны».

В малом зале «Салюта» в это время шел совсем другой разговор и с другой аудиторией. Режиссер документального кино, Президент фестиваля Сергей Мирошниченко рассказывал об интереснейшем проекте «Рожденные в СССР», над которым он работал с 1989 года. История этого проекта вкратце такова. Сама идея снимать документальный фильм о разных людях начиная с раннего возраста с периодичностью в несколько лет родилась в Англии еще в 60-е годы. Сначала проект не пользовался популярностью, но через 21 год, когда съемки проходили уже в четвертый раз, авторы фильма получили «Оскар». В 80-х годах родилась идея запустить этот проект в США и СССР. В Советском Союзе выбор режиссера, который стал бы снимать одних и тех же людей каждые семь лет и следить за динамикой их социального и психологического развития, пал на С.В.Мирошниченко.

Для документального проекта отобрали 20 детей из всех уголков Советского Союза. Участвовали дети из Киргизии, Литвы, Грузии, разных районов РСФСР – Ярославской области, Урала, Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга. Главным критерием отбора стала «непохожесть» детей друг на друга. Авторам проекта хотелось, чтобы в фильме был представлен весь спектр социальных групп тогдашней страны.

Первый фильм – семилетних детей – сняли в 1989 году, и он прошел незамеченным. Зато вторая картина, «Четырнадцатилетние», имела успех: фильм получил премию «Эмми», Приз Британской академии, российский «Сталкер». Активный интерес к проекту стали проявлять зарубежные исследователи, любители кино.

Цель режиссера, взявшегося снимать этот фильм длиной в человеческую жизнь, трансформировалась вместе с исчезновением СССР: теперь, по его словам, главным стало запечатлеть людей, родившихся в той, уже несуществующей империи, и посмотреть, как идеи, которыми была пропитала общественная жизнь страны в годы детства этих людей, отразились на формировании их характеров.

На кинофестивале в Вологде Мирошниченко показывал уже третью часть фильма – «21 год». Зрителей настолько заинтересовал этот удивительный проект, что они попросили режиссера остаться после просмотра и ответить на многочисленные вопросы.

А в это время события разворачивались на родине режиссера Юрия Половникова – в городе Соколе, куда на встречу с учениками школы №10, в которой когда-то учился сам Юрий, приехали его сын Иван Половников и киновед из Москвы Ирина Гращенкова. Мероприятия, посвященные известному земляку, на его родине уже стали доброй традицией и проводятся в четвертый раз. Только в этом году они приурочены к кинофестивалю имени Юрия Половникова. Ребята 7-11 классов собрались в зале, чтобы услышать историю жизни их земляка, пообщаться с теми людьми, которые помнят его и могут рассказать о нем. Так, Ирина Гращенкова привезла в подарок сокольчанам диск с фильмами Юрия Половникова и поделилась своими впечатлениями об этом творческом человеке: «Сегодня часть нашей делегации уехала положить цветы на могилу режиссера, а я приехала к самим цветам жизни – к вам, ребята! Вы должны гордиться своим земляком и брать из его фильмов уроки человечности и доброты». На этой встрече школьники посмотрели фильм Юрия Половникова «Костры нашего детства» о своих сверстниках – ребятах, которые растут без родителей, но в которых вкладывает частичку душевной теплоты и доброты их учитель, руководящий этими мальчишками и водящий их в походы и зимой, и летом. Сам автор этого фильма заставляет зрителя задуматься о судьбе его героев. А затем Ирина Николаевна предложила посмотреть еще один короткий фильм «Облака» Вячеслава Орехова, «духовного брата» режиссера. Это просто течение облаков, как течение жизни, как молитва за бессмертие Юрия Половникова. По традиции, мероприятие завершилось песней «Милая моя» Ю.Визбора, одной из любимых на студии «Романтики», которой в далеком прошлом руководил режиссер, чье имя теперь носит фестиваль.

Помимо фильмов и встреч в этот день открылась еще одна фотовыставка. В Театре для детей и молодежи представил свои работы член Союза журналистов и международной ассоциации «Союз дизайнеров» Геннадий Смирнов. В экспозицию входит более 30 фотографий, и все они посвящены одной теме, судя по эмоциональному рассказу автора, самой его любимой – Соловкам. И название у выставки соответствующее – «Северное чудо. Соловки. Начало». Точнее сказать, это лишь малая часть тех фотографий, что собраны Геннадием Смирновым за время его многочисленных путешествий на Соловки. Впервые он попал туда по случайному стечению обстоятельств: в компании друзей, которая собиралась на Соловки, заболел один из участников, и вместо него поехал автор выставки. Потом, спустя годы, Соловки вновь позвали его, и теперь он часто там бывает. Каждый раз привозит новые фотографии, а о Соловках может говорит с энтузиазмом часами. И его работы так же красноречиво рассказывают об этом удивительном месте. Именно там открываются некие глубины, до которых не доплыть, не добежать. Первая выставка таких фотографий у Геннадия Смирнова прошла в Доме Кино в Москве, свои работы он возил и за границу, во Францию. Так, через Соловки французы увидели нашу Россию. Если первые выставки носили чисто художественный характер, то сейчас автора волнует и исторический момент. Ведь Соловки – это не только святыня русской земли, но и место, где был первый лагерь особого назначения, погубивший много людей. Вот такие две грани Соловков отражены в этих снимках: с одной стороны – красота духовности и природы, их слияние, с другой – жестокость нашего мира. После одного взгляда на эти фотографии кажется, что сам побывал на берегах тех водных пространств, в некоем царстве одухотворенности и спокойствия.

Вот так завершился еще один день работы кинофестиваля «Фрески Севера», принесший зрителям, гостям и участникам множество новых эмоций и впечатлений.

Ирина Кузнецова,
Елена Легчанова