Знакомство с историей

Художественный отдел Вологодского музея-заповедника представил проект «Выставка одного памятника», в рамках которого 19 февраля 2011 года состоялась выставка-акция трех памятников из трех разных музеев.

На выставке были продемонстрированы три иконы «Спас Вседержитель с вологодскими святыми»: 1779 года из фондов Вологодского музея-заповедника (Сумароков Дмитрий, Сумароков Иван Дмитриевич, реставратор Н.Н. Федышин), 1778 года из фондов Архангельского музея изобразительных искусств (Лазарь Климов Ершов со товарищи, реставратор А.А. Рыбаков) и икона из Великоустюгского музея-заповедника. Эти памятники представлены при поддержке Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Две подписные иконы 1779 и 1778 годов являются уникальными образцами древнерусской живописи. Они созданы по единому иконографическому образцу, близки по стилистике, что выразилось не только в подборе и типах святых, но и в элементах декора и пейзажа.

Чудотворная икона «Спас Вседержитель с вологодскими святыми» 1778 года, по преданию спасшая Вологду от моровой язвы, привезена на выставку из Архангельска. Центральную фигуру Спаса Вседержителя окружают 24 вологодских чудотворца, в числе которых основатель Вологды Герасим Вологодский, Кирилл Белозерский, Дмитрий Прилуцкий, Павел Обнорский, Корнилий Комельский, Григорий Пельшемский.

Об этих удивительных отреставрированных памятниках рассказал доктор искусствоведения Александр Рыбаков. Иконы такого сюжета малоизвестны. Их сейчас практически нет в наших храмах, хотя раньше можно было увидеть почти в каждой церкви. Они были священными реликвиями, играли роль значимого символа города Вологды и Вологодской епархии.

В фондах архангельского музея несколько лет назад была обнаружена икона «Спас Вседержитель с вологодскими святыми», ее отправили реставрировать в Вологду, в филиал ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря. В ходе реставрации выяснилось, что это очень ценный памятник русской иконописи. На нижнем поле иконы была обнаружена надпись, в которой говорится, что она написана в 1778 году в царствующем граде Москве иконописцем Лазарем Климовым Ершовым «со товарищи». Такие подписные иконы очень важны для истории русской живописи, потому что в большинстве случаев иконы были анонимными, иконописцы не брали на себя смелость их подписывать: считалось, что священный образ написан боговдохновенной рукой. Но с XVI века стали появляться иконы подписные, на которых указывалось, для какой церкви они написаны, иногда сообщалось имя иконописца и, как правило, имя заказчика. В XVII веке это уже стало требованием, накладывало на иконописца определенную ответственность.

Реставраторы заинтересовались, почему икона с вологодскими святыми была написана в Москве. В разгадке помогла подпись, содержащая несколько букв: П. В. К. Н. И. Б. – сокращение на старославянском. Эту икону на одном из реставрационных советов увидела главный хранитель коллекции памятников Вологодского музея-заповедника Елена Виноградова и отметила, что в фондах нашего музея есть такая же икона, в подписи которой говорится, что образ написан для церкви Николы во Владычной слободе иконописцем Дмитрием Сумароковым с сыном Иваном при священнике Артемьеве и по велению вологодского купца Николая Иванова-Бобыкина. Таким образом, буквы на первой иконе как раз указывают заказчика. А поскольку им стал вологодский купец, то становится ясно, почему изображены именно вологодские святые.

Александр Рыбаков рассказал и о других интересных загадках этих икон: почему они написаны в разное время, какие особенности имеет изображенный здесь образ Иисуса Христа, как попала икона с вологодскими святыми в архангельский музей, об уникальности и традициях вологодской иконописи и о многом другом.

Встреча на этой однодневной выставке-акции получилась познавательной и интересной, и ее организаторы решили и в будущем проводить подобные мероприятии, знакомя посетителей музея с историческими памятниками.

Ирина Сорокина 

 


Теги: Александ Рыбаков, центр Грабаря

Новости по теме