12+

Анонс выставки графики череповецкого мастера Юрия Карцева

15 апреля 2011 года в 17.00 в Мемориальной мастерской заслуженного художника России А. В. Пантелеева Вологодской областной картинной галереи впервые состоится открытие персональной выставки графики талантливого, ныне незаслуженно забытого череповецкого мастера Юрия Ивановича Карцева (1940-1983), посвященной 70-летию со дня его рождения.

Организация выставки оказалась возможной благодаря помощи сына художника, Николая Юрьевича, не просто предоставившего для экспонирования около сорока произведений, но и подарившего большую часть работ отца областной картинной галерее.

Родившись в городе Юрьев-Польский Владимирской области, Карцев закончил Ивановское художественное училище и был распределен в Череповец. Здесь он был захвачен общим восторженным чувством созидания. А как только появилась возможность работать творчески, со всем жаром принялся создавать свою неповторимую «череповецкую сюиту». Еще работая в художественной школе, Карцев знакомился с жизнью череповецких заводов, наблюдал за строительством новых технических объектов, делая как натурные зарисовки рабочих, так и трудовых процессов. Имеющийся сегодня в нашем распоряжении материал, охватывает период с 1975 по 1981 годы. Эти несколько лет были для Карцева временем напряженной и чрезвычайно продуктивной деятельности.

Основным жанром Карцева стал индустриальный пейзаж, а в нем два излюбленных мотива, сразу выделивших его среди других художников, связанных с романтикой водных просторов. Это образ буксира, трактованный им как почти одушевленное существо, сравнимое с подводным кораблем «Наутилус» капитана Немо из книги Ж. Верна. Второй излюбленный мотив череповецкого гравера был связан с образом строящегося моста через реку Шексну, показанного в необычном ракурсе снизу, когда центром изображения становились опора вантового моста и само расходящееся в перспективе полотно моста. Не менее интересные композиции Карцев посвятил и Череповецкому металлургическому заводу. Эти мотивы, выполненные в разных графических техниках рисунка углем, шелкографии, офорта, акватинты, были трактованы столь необычно и островыразительно, что стали своеобразными художественными символами города металлургов.

Наряду с индустриальной средой Юрий Карцев всегда проявлял интерес к живой, трепетной природе и хрупким эмоциям человеческой души. И неслучайно именно в сельском пейзаже и портретах творческой интеллигенции и самых близких людей открылась тонкая, пронзительно чувствующая натура художника («Дождь», «Осенний пейзаж», «Портрет жены», «Портрет В. И. Белова»), но развить эту линию своего творчества он не успел. Находки, сделанные Карцевым в своих офортах, позволяют предположить, что проживи художник дольше, он смог бы еще более развить свой дар и достичь уровня выдающегося современного художника, что нисколько не умаляет значения его творческого вклада в вологодскую изобразительную культуру ХХ века.

Информация Вологодской областной картинной галереи