12+

Анонс спектакля Российского государственного академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть»

15 и 16 июня в 18.00 в Вологодском областном драматическом театре в рамках театрально-концертного сезона «Лето в Кремле» состоится показ спектакля Российского государственного академического Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

В прошлом году БДТ им. Г. А. Товстоногова привозил в Вологду постановку «Мария Стюарт» в рамках Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории. Артисты театра вспоминают эту поездку как самые экстремальные гастроли, поскольку играть им пришлось без привычных костюмов и декораций – фургон с реквизитом потерялся в пути.

Спектакль «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» впервые был представлен зрителю в 2006 году. Теперь режиссер-постановщик народный артист России и Грузии Темур Чхеидзе представит его вологжанам. В постановке задействованы народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России Валерий Ивченко, народные артисты России Ируте Венгалите, Георгий Штиль, заслуженные артисты России А.В. Петров, Т. А. Аптикеева и другие актеры.

«Власть тьмы…», написанная Львом Толстым, в 1886 году, во многом созвучна сегодняшней нашей действительности – времени смены нравственных и духовных ценностей. Самое понятие «власть тьмы» для Толстого соответствует Евангелию, где тьма отождествляется с понятием ада и гибели, а свет с надеждой и раем. «Власть тьмы» выражает не только религиозные, но и философские идеи великого русского писателя. Тьма – это нравственная слепота людей, идущих на преступление ради удовлетворения самых низменных побуждений. Власть «тьмы» для Толстого – трагедия безысходности, тяжкой цепи грехов, опутывающих человека. Но «Власть тьмы» – и путь к нравственному возрождению через покаяние.

Большой драматический театр заявляет о своем эстетическом кредо: классическая литература как основа репертуара, определяющая эстетику театра, предлагающего зрителю раздумья над серьезными мировоззренческими вопросами и проблемами.

Наша справка: Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова (с 1932 года до 1992 года Ленинградский академический Большой Драматический театр имени М. Горького) — театр в Санкт-Петербурге, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. Назван в честь своего прославленного режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова.

Театр был организован при непосредственном участии писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и комиссара театров и зрелищ союза коммун Северной области Марии Андреевой. По замыслу иннициаторов создания театра он должен был стать цитаделью героического репертуара, театром больших социальных страстей, взволнованной революционной патетики, театром «великих слёз и великого смеха» (А. Блок).

Основой коллектива театра стали артисты Театра художественной драмы, руководимого Андреем Лаврентьевым, который и стал главным режиссёром БДТ, а также созданного в 1918 году Театра трагедии под руководством Юрия Юрьева. Председателем Директории (художественного совета) Большого драматического театра стал Александр Блок, а главным идеологом — Максим Горький.

Театр был открыт публике 15 февраля 1919 года в помещении Большого зала консерватории. Спектакли театра в первые годы существования полностью соответствовали революционной программе его основателей. С 1920 года театр занимает здание бывшего Малого театра (театра Суворина) на Фонтанке, 65.

В 1923 году литературную часть театра возглавил Адриан Пиотровский, благодаря которому на афише театра появились пьесы современных драматургов: Максима Горького, Юрия Олеши, Алексея Файко, Бориса Лавренёва, Николая Погодина. В театр поступают новые актёры: Александр Лариков, Виталий Полицеймако, Василий Сафронов, Елена Грановская, Валентина Кибардина, Ольга Казико. В 1923 году в театр вновь приходит А. Н. Лаврентьев, который оставался главным режиссёром театра до 1929 года.

С 1929 до 1934 года главным режиссёром театра был Константин Тверской, ученик Всеволода Мейерхольда. Ему удавались постановки, в которых о самых героических вещах говорилось без лишнего пафоса. Режиссёр и актёры находили в революционных героях человеческое и заставляли публику сопереживать чувствам персонажей.

В начале Великой Отечественной войны театр эвакуировался в Киров, и вернулся в блокадный Ленинград 11 февраля 1943 года, для обслуживания войск Ленинградского фронта и госпиталей.

13 февраля 1956 года главным режиссером БДТ им. Максима Горького становится Георгий Товстоногов.

Товстоногов заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре. Эпоху Товстоногова в Большом современники окрестили «золотой», а сам театр того периода стали называть «эстетический оазис для ленинградской интеллигенции». На протяжении трёх десятилетий руководства Товстоногова БДТ оставался одним из лидеров отечественного театрального процесса. Многие говорили, что Товстоногов не руководил театром, — он им жил.

С 1989 по 2007 год художественным руководителем театра был К.Ю. Лавров.

Темур Чхеидзе — художественный руководитель театра с 2007 года.

В составе труппы театра такие известные актеры как: Борис Бабочкин (1931—1940), Олег Басилашвили (с 1959), Михаил Волков (1961—2001), Ольга Волкова (1976—1996), Татьяна Доронина (1959—1966), Ефим Копелян (1935—1941, 1943—1975), Светлана Крючкова (c 1976), Кирилл Лавров (1955—2007), Евгений Лебедев (1956—1997), Павел Луспекаев (1959—1967), Евгений Сидихин (с 1989), Иннокентий Смоктуновский (1957—1960, 1966), Владислав Стржельчик (1938—1995), Юрий Стоянов (1978—1995), Андрей Толубеев (1975—2008), Николай Трофимов (1964—2005), Нина Усатова (c 1989), Алиса Фрейндлих (c 1983), Георгий Штиль (c 1961), Сергей Юрский (1957—1979) и другие.