7 июля 2011 года французский режиссер Брижит Си представила свою дебютную работу – фильм «Свободные руки». Лента включена в конкурсную программу фестиваля «VOICES».

«Свободные руки» – реальная история, которая произошла с самой Брижит во время ее работы в тюрьме, где она сначала ставила спектакли с заключенными, а потом решила снять фильм. «Все было именно так, как вы видите на экране», - подчеркнула она.

Главная героиня Барбара влюбляется в Мишеля, заключенного, участвующего в съемке фильма. За год до того, как он выйдет на свободу, они женятся прямо в тюрьме. А после года их совместной жизни, Мишель разбивается на мотоцикле.

«Главная задача в кино – показать, что нужно любить вопреки всему и до конца, показать силу любви, – именно так считает Брижит Си. – Этот фильм – жест, который мне надо было сделать в своей жизни для того, чтобы освободиться».

На пресс-конференции режиссер и ее помощник – продюсер Матье Бомпуан – рассказали о том, как возник замысел фильма, и какие препятствия пришлось преодолеть, чтобы картина вышла на экраны.

Брижит, как получилось, что вы, окруженная актерами, режиссерами (бывший муж Брижит Си – знаменитый французский режиссер Филипп Гаррель, сын – актер Луи Гаррель), дебютировали только сейчас?

Да, я актриса с самого начала моей сознательной карьеры. Я работала в театре как режиссер, а потом, с 1970-х годов, нашла себя в работе в тюрьмах. Мы ставили пьесы с заключенными. Я была режиссером, они актерами. Потом мне удалось убедить тюремные власти, что я могу работать там с камерой. И когда прошло 10 лет в разных проектах в тюрьмах, у меня возникла идея сделать художественный фильм. Из моей картины вы видите, что это не совсем просто – снимать кино в тюрьме, и по разным причинам этот проект не был реализован. Мы работали над ним шесть месяцев. Обстоятельства, которые представлены в фильме, и любовная драма сделали невозможными съемки. Для меня было резолюцией, решением взять эту историю и снять ее с актерами вне стен тюрьмы, что я и сделала. Если бы проект в тюрьме получился, то, скорее всего, это был бы документальный фильм.

Как в вашей жизни возник интерес к работе режиссером в тюрьме?

Как часто в жизни все начинается со случайности, а потом становится необходимостью. Я узнала, что можно работать в тюрьмах. В 1981 году во Франции появилась такая возможность. И я подумала, что это для меня. Тогда я еще не подозревала, насколько это правильно.

Брижит, вы жили в окружении классиков мирового кино, знаменитых актеров. Это помогло в работе над фильмом?

Я, конечно, находилась под большим влиянием работ мужа, Филиппа Гарреля. Но я не пыталась воспроизвести то, что делает Филипп, потому что это невозможно, но я также не пыталась полностью освободиться от этого. Я старалась сохранить то, что мне нравится в его работах, но и отразить, конечно, свою собственную личность.

Ваша история очень личная. Желание рассказать ее – это попытка изжить ту боль утраты, которая произошла?

Нет, в первую очередь моей задачей было – создать тот фильм, который я не могла сделать в тюрьме. Потому что этому проекту нельзя было стать пылью, и мне надо было, во что бы то ни стало, воплотить этот фильм в жизнь. Вопрос зрителя возник очень поздно… Когда я монтировала фильм. Я не думаю, что у искусства есть терапевтические свойства.

Действительно ли был такой печальный финал? Вы не думали не рассказывать о том, что главный герой погиб?

Когда мы делали фильм, то, конечно, встал вопрос, как его закончить. Это правда, что я потеряла своего близкого человека, что он быстро исчез из жизни. И к вопросу о финале картины ответ был такой: я пыталась быть искренней, рассказывая эту историю. И поняла, что если я пыталась быть искренней всю историю, то дать счастливый финал – это будет величайшая ложь.

Как готовились к роли актеры, ведь им надо было играть заключенных?

Ронит Элькабец, которая играет главную роль, по сути меня, я увидела в фильме «Мое сокровище». И сразу поняла, что в моей картине должна быть она. Ронит знала меня, мою жизнь, и у нее было время окунуться в это. Карло Брандт – это великий театральный актер во Франции. Остальных артистов я подобрала, потому что видела их на сцене и не сомневалась в их возможностях. Каждому я подготовила тетрадку того заключенного, которого они будут играть. Там была небольшая информация: кто это, за что сидит, кем был до того, как стал преступником. Мне надо было, чтобы они знали эти подробности. Хотя на самом деле играть заключенного – это всего лишь играть человека, лишенного свободы.

Как быстро удалось найти продюсера для фильма?

Для этого сюжета было очень трудно найти деньги. Я подумала, что можно убедить людей, если предварительно снять короткометражный фильм. Поэтому то, что вы видите на экране с момента ареста героини и до самого конца – первоначальная короткометражная лента. И после этого мне удалось найти продюсера – Матье Бомпуана, который поддержал проект, и через год мы сняли фильм. На это понадобилось пять лет.

Матье, вы молодой продюсер и до этого фильма снимали только короткометражки. Где вы нашли смелость, чтобы стать продюсером полнометражного фильма, тем более с таким тяжелым сюжетом? К тому же для Брижит, как и для вас – это был дебют.

Не знаю, как насчет смелости, но для меня это вопрос встречи с человеком, с характером, с персонажем. Симпатия к Брижит была сильная и возникла моментально. Мне хотелось, чтобы все получилось. И то, что я был продюсером короткометражных фильмов, только усилило наше желание идти вместе, работать вместе.

Матье, по каким критериям вы выбрали именно этот фильм для продюсирования?

Я продюсировал ряд короткометражных фильмов, но у меня было желание увидеть какой-то сильный проект, чтобы сделать полнометражную ленту. И короткометражка Брижит, которую она мечтала превратить в полноценную картину, произвела на меня сильнейшее впечатление. Мне захотелось с ней работать. В ее истории нет никакого пафоса. Я нашел с одной стороны жизненность ситуации, а с другой стороны мне было интересен артистический эксперимент, который она предполагала.

Юлия Шутова,
фото Ирины Сорокиной

 



Теги: VOICES

Новости по теме