Небольшой музей академика Ивана Павловича Бардина, стоявшего у истоков металлургического производства в Череповце, входит в состав Музея металлургической промышленности. В этом вагоне академик Бардин несколько раз приезжал в Череповец, там находился его личный кабинет и спальня. Что интересно, в начале войны вагон принадлежал немецкому фельдмаршалу Паулюсу, затем он перешел в распоряжение Академии наук СССР. Вагон три раза менял свое местоположение. Первая долгая остановка – Новокузнецк. Там он подвергся нападению вандалов, но большинство вещей не привлекли злоумышленников. По инициативе вдовы Бардина вагон обосновался в Череповце. Поначалу музей на колёсах переехал за проходную череповецкого завода. Тогда казалось, это последняя станция для академического вагона. Но со временем череповчане поняли, что экспонаты музея должны видеть не только работники завода, но и все горожане, и музейный комплекс переместили ближе к городу. Две детали вагона не менялись на протяжении всего существования академического кабинета на колесах: это ручка стоп-крана и вешалки в купе.

На экскурсии по музею об И. П. Бардине рассказывают не только как об академике, но и как о личности. Бардин родился в бедной саратовской крестьянской семье. По слухам, младенец появился на свет без век, рос очень слабым ребенком, и мать отдала новорожденного на воспитание своим родителям, здесь его и выходили. Бабушка воспитала у мальчика любовь к театру, классической литературе и романсам. Уже будучи взрослым, Иван Петрович вспоминает бабушку добрым словом – именно она помогла ему встать на ноги, окрепнуть и возмужать.

Самым ярким впечатлением от времени учебы в ремесленном училище для него становится запах металлической стружки. Уже тогда Бардин влюбляется в металлургию. Потом он оканчивает земледельческое училище, поступает в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, но оттуда его исключают за участие в революционном студенческом движении 1905 года. В следующем году Бардин поступает в Киевский политехнический институт, сначала на агрономическое, а затем на химическое отделение. Здесь он знакомится с человеком, который станет для него очень важной опорой в научной жизни – профессором В. П. Ижевским. Ижевский, как и Бардин, влюблен в металлургию. И даже когда фамилия Бардина попадает в списки отчисляемых за неуплату студентов, Ижевский платит за учёбу будущего академика, видя в студенте потенциал.

Даже с дипломом инженера Бардин долгое время не может найти работу. Причина кроется в том, что многие заводы в то время принадлежали иностранцам, а иностранные руководители неохотно принимали в работники русских специалистов, считая их недостаточно компетентными. Академик не сдается и едет в Америку с выставкой сельхозмашин. С двадцатью долларами в кармане Бардин едет покорять США. На сталелитейном заводе Гэри в штате Индиана он устраивается простым рабочим. Но там он работает недолго: академик простужается, долго болеет, и его увольняют. Американская мечта русского академика рушится. Он возвращается в Россию. На протяжении всего времени нахождения Бардина в США его постоянно зовет на родину профессор Ижевский. Академик возвращается не без приключений: в Германии Бардина грабят, и лишь профессор снова выручает его.

В России на Юзовском металлургическом заводе Бардин устраивается в отдел «белым воротничком», но не может ни дня прожить без того, чтобы не сходить на завод и не посмотреть на процесс производства металла. Его замечает известный доменщик М. К. Курако – это вторая значимая личность в жизни академика. По просьбе Курако Бардина приглашают на Новокузнецкий комбинат, который становится смыслом жизни академика.

Официально звание академика И. П. Бардин получает в 1932 году за технические разработки и внедрение новых принципов в строительных технологиях. Примечательно, что комиссия закрывает глаза на то, что у учёного нет публикаций. С 1937 года Бардин находился на руководящих постах, затем становится руководителем Института металлургии АН СССР. В 40-е годы XX века Бардин встаёт во главе коллектива ученых, разрабатывавших проект строительства Череповецкого металлургического завода. После очередного доклада на заседании в союзном Госплане у академика останавливается сердце – он до последней капли отдал себя делу. В 60-е годы его имя присвоено Центральному научно-исследовательскому институту чёрной металлургии.

Вагон, в котором проводил свои академические будни Иван Павлович, представлен уютной квартиркой. Складывается такое ощущение, что академик просто в очередной раз отправился на завод понаблюдать за литьём стали и скоро вернётся. Небрежно брошенные у вагонной полки домашние тапки, фотография с любимой женой на прикроватном столике, ещё не остывшая от ночных чтений лампа и забытый впопыхах фотоаппарат. В соседнем помещении множество склянок с пробами, печатная машинка «Прогресс» с передвинутой кареткой, набор разновесов. И фраза на одном из стендов музея-вагона, которую любил повторять академик: «В основе действительного наслаждения человека своей работой лежит осуществление мечты, которая была руководящей идеей в течение всей сознательной жизни».

Теги: Музей металлургической промышленности, Иван Бардин
Ольга Поварова

Новости по теме