Восхищение красотой северной деревни и тревожные раздумья о ее будущем – главные темы работ самодеятельного художника. Светлана Зобнина, много лет отдавшая преподавательской деятельности (сначала в детской школе искусств, сегодня – в Доме детского творчества), собственным творчеством занялась сравнительно недавно, всего несколько лет назад, но ее полотна уже отличаются разнообразием жанров. Это натюрморты и пейзажи, неизменно наполненные светом и цветом, передающие ощущение гармонии и умиротворения. К жанровой тематической картине Светлана Зобнина обратилась позднее и здесь проявила себя уже не только как мастер, стремящийся к профессиональному самосовершенствованию, но и как мыслитель. Тема уходящей в прошлое русской деревни, традиционного уклада, носителей которого становится все меньше, волнует художника: что придет на смену этой жизни?.. Имея собственные деревенские корни, Светлана Зобнина выражает в своих полотнах боль за судьбу родного края – и в то же время надежду на его процветание в будущем. Не случайно герои ее полотен – представители разных поколений, и больше всего на них стариков и детей. Малыши и подростки чувствуют себя в деревенском быту легко и привольно – может, это именно те, кто вдохнет потом новую жизнь в пустеющие сегодня деревни…

Творчество Светланы Зобниной находит большой отклик у зрителей – на открытии выставки в Мемориальной мастерской Пантелеева собрались не только вологжане, но многочисленные односельчане художника. Заместитель главы администрации Сямженского района Валентина Белоглазова отметила, что персональная экспозиция сямженского мастера в выставочном зале Вологодской картинной галереи – новая страница культурной жизни района. По мнению директора ВОКГ Владимира Воропанова, в работах Светланы Зобниной – продолжение традиций вологодской живописи, когда художник проходит трудный путь от любительства к серьезным профессиональным запросам и возможностям. О серьезности и глобальности тем, за которые берется автор, говорили искусствоведы Ирина Балашова и Марианна Мурашева, куратор выставки. Совершенствуясь в технике масляной живописи, Светлана Зобнина обращается за консультацией к профессионалам, не боясь критики и ища новые возможности для творческого роста. Многие ее работы получают высокую оценку, становясь экспонатами престижных выставок: так, картина «Окно» в 2013 году была представлена на региональной выставке художников Северо-Запада, а в недавней областной художественной выставке, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, принимал участие ее триптих «Прощайте». Вологодская деревня показана на ее полотнах с любовью к деталям, со знанием деревенского быта и характера жителей деревни. Ряд работ, как, например, «Первый парень на деревне», имеют философский подтекст: сцена народного гуляния на сельском празднике, которую автор наблюдала воочию, переосмыслена ею в условную, почти аллегорическую картину старения, ветшания и ухода в прошлое всего того, что так дорого человеку, выросшему «на земле». Вместе с тем в русле этой сложной темы художник ищет выхода и надежды: искусствоведы не случайно отметили, что пейзаж с покинутыми и разрушающимися избами, написанный буквально накануне выставки, выглядит как часть триптиха о судьбе северной деревни, в будущее которой хочется верить.

Выставка живописи Светланы Зобниной «Вслед за солнцем» будет работать в Мемориальной мастерской А. В. Пантелеева до 19 октября, но вологжане и в дальнейшем смогут видеть ее работы – как новые, так и уже известные: свой триптих «Прощайте» художница преподнесла в дар Вологодской картинной галерее.

Теги: Светлана Зобнина, мастерская Пантелеева, художники-любители
Светлана Гришина

Новости по теме