12+

«Мне ближе жанр трагикомедии»: режиссер Николай Досталь представил в Кириллове новый фильм «Монах и бес»

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике 19 июля состоялся премьерный показ новой картины Николая Досталя «Монах и бес». Уже второй раз территория Кирилло-Белозерского музея-заповедника стала съемочной площадкой для фильма известного российского режиссера.

Предваряя просмотр, режиссер отметил, что это всего лишь третий показ фильма: ранее картина демонстрировалась в Москве и в Вологде. Николай Николаевич сердечно поблагодарил всех, кто помогал в создании киноленты, в том числе и директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шаромазова, и ответил на ряд вопросов.

«Это не комедия. Но мы хотели о серьезном и о важном сказать с улыбкой, может быть, даже с иронией. Мне ближе жанр трагикомедии. Идею картины я вынашивал после «Раскола» четыре года, отказываясь от заманчивых в духовном и материальном плане проектов», – рассказал режиссер.

Сюжет ленты достаточно прост. Когда монах Иван появляется на пороге монастыря первой половины XIX века, сбивая с себя огонь, настоятель понимает, что привычный уклад жизни будет нарушен. Игумен выбирает для монаха сложные послушания, и со всеми испытаниями Иван справляется мастерски. Даже царь Николай I был восхищен его находчивостью и прозорливостью. Настоятель отправляет Ивана на одиночное поселение, тогда и выясняется, что живет монах с бесом по имени Легион...

Николай Досталь отметил, что история Ивана имела место в житиях и фольклоре: «Жил в Нило-Сорской пустыни Иван Семенович Шапошников, послушник, очень праведный человек. Он явился одним из прототипов главного героя картины. Также есть житие Ивана Новгородского XII века. Там написано, как монах поймал в рукомойнике беса. Тот взмолился: «Отпусти». Монах сказал: «Отпущу, если меня свозишь в Иерусалим». Тот его за одну ночь туда и обратно свозил, но стал подбрасывать монаху всякий «компромат», бражку, например… И монахи связали Ивана Новгородского, положили на плот и в речку отпустили, а плот поплыл против течения. Монахи – на колени. Впоследствии он стал архимандритом и святым. Мощи этого святого теперь покоятся в Софийском соборе в Великом Новгороде».

Юрий Арабов переплел кусочки из различных историй и получился отличный сценарий. Также Юрий Николаевич достаточно точно определил идею фильма, заключив её в вопросе, может ли бес стать человеком. С ответа на него и началась работа над картиной.

Фильм Николая Досталя «Монах и бес» произвел на кирилловчан неизгладимое впечатление. После просмотра картины зрители рукоплескали режиссеру стоя.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник