Коллекцию исторических костюмов, которые использовались во время съемок кинокартин Николая Досталя, в музей Вологодчины передала вдова режиссера.

«Раскол» в 2013 году получил «Золотого орла» за лучший телевизионный сериал, «Монах и бес» в 2017 году также удостоен «Золотого орла» и премии «Ника». Фильм стал последней работой Николая Досталя (1946-2023).

«Большое внимание в фильмах Николая Досталя уделялось достоверности декораций и костюмов, была и реальная привязка к местам, и не случайно эти фильмы снимались на кирилловской земле, – отметил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Сериал «Раскол» посвящен русской истории XVII века. Он повествует о моменте раскола в Русской православной церкви, о судьбах исторических лиц – царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, братьях Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой, о церковных реформах патриарха Никона и ярых противниках этих преобразований во главе с протопопом Аввакумом».

В основу замысла фильма «Монах и бес» были положены материалы о реальных людях. Один из них – архиепископ Иоанн Новгородский, живший на рубеже XI–XII веков, другой – Иван Семенович Шапошников, насельник Нило-Сорской пустыни (жил в XIX веке). Тема фильма, по словам режиссера, борьба человека с «нечеловеком», с «нечистью». Это фильм о любви к человеку, к Богу. Действие фильма происходит в монастыре в середине XIX века. Николай Досталь отмечал в интервью, что в фильме есть «сильная комедийная составляющая, есть и фэнтези – чудеса, описанные в житие святых…, но точно то, что фильм православный».

Обе картины основаны на историческом материале, поэтому и костюмы в историческом фильме точно соответствуют эпохе по крою, фактуре и отделке.

«Художником по костюмам в этих картинах стала Евгения Досталь, супруга режиссера. Она своими руками создала исторические одеяния монахов, игуменов, пушкарей, стрельцов, казаков и поляков, которые пополнили нашу коллекцию, – рассказала заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова. – Евгения Ивановна делилась впечатлениями о работе над костюмами, разработка которых потребовала большой предварительной работы, изучения эпохи, архивов, подготовки эскизов, закупки материалов и тканей. Художник бережно и тщательно через костюмы передала подлинную атмосферу времени, что добавило убедительности картине».

Коллекция костюмов Евгении Досталь к фильму «Раскол» начала формироваться в музее еще в 2013 году, когда фонды пополнили семь предметов, в числе которых – старообрядческий пояс, до сих пор представленный в постоянной экспозиции.

Годом ранее Николай Досталь провел в Кириллове премьерный показ «Раскола» и лично открыл в основной экспозиции музея выставку «Из XXI в XVII век. История и костюм», на которой посетителям представили подлинные экспонаты из музейных фондов (кресло и портрет патриарха Никона, старообрядческие лубочные картинки, медное литье и пр.), а также царские, боярские, патриаршие, священнические облачения, созданные костюмерами для фильма. Реквизит фильма вызывал огромный интерес у гостей Кириллова.

Сейчас в Кирилло-Белозерский музей-заповедник поступили костюмы монахов, игумена, крестьянина, крестьянки, казака, поляка, стрельца, пушкаря и некоторое военное обмундирование. В планах у музейщиков – собрать уникальную коллекцию исторических костюмов кинофильмов, которые будут «храниться вечно» и обладать бесценной памятью.

Руководство музея отмечает: «Картины, снятые на кирилловской земле известным российским режиссером, стали частью российского киноискусства, воспроизводят в точности и достоверности исторические события и персонажей, связаны с представлением роли северных монастырей в жизни Российского государства, вдохновляют зрителей, вызывают гордость за страну, восхищение культурным и историческим наследием. Именно поэтому костюмы, используемые в этих фильмах, представляют огромную культурную и историческую ценность, являются подлинными, уникальными, авторскими произведениями, созданными художником по костюмам для определенного фильма, достоверно демонстрируют эпоху, связаны с ярким событием жизни Кирилло-Белозерского музея-заповедника – киносъемками в памятниках северной обители и участием в киносъемках местных жителей».

Сейчас сотрудники музея разрабатывают специальную экскурсию по местам съемок фильмов, и показ костюмов станет одним из элементов данного маршрута.

На территории Кирилло-Белозерского музея-заповедника проходили съемки многих картин: «Достояние республики», «Земляки», «Крестьянский сын», «Гармония. Город счастья», «Апостол», «Роман с кокаином», «Пелагия и Белый бульдог», «Раскол», «Монах и бес», «Обитель».

Коллекция костюмов, поступивших в музей от Евгении Досталь, будет представлена на выставке в Казанской башне летом 2024 года и расскажет об истории обители в начале XVII века, дополнит выставку реконструкции доспехов и вооружения воинов XVII века из частного собрания. Выставка костюмов станет продолжением уже построенной постоянной экспозиции в 2023 году на стенах Нового города XVII века «По указу Государя», посвященной строительству крепости и 400-летию обороны Кирилло-Белозерского монастыря от польско-литовских интервентов. Зритель увидит образы стрельцов, пушкарей, поляков, казаков и их вооружение.

Костюмы монахов и игумена дополнят постоянную экспозицию в Братском корпусе «Монашеская келья».

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Николай Досталь
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме