Имя Януша Леона Вишневского прогремело в начале 2000-х: его первый роман «Одиночество в сети» вызвал огромный читательский резонанс и долго не покидал всевозможных списков бестселлеров. Неизменный интерес вызывают и другие его произведения, написанные позднее. Откровенность в разговоре о сокровенном, обнаженность чувств и при этом глубокий интерес автора к внутреннему миру своих героев – всё это делает прозу Вишневского особенной. Герои писателя, имеющего степень доктора физики и химии, как правило, интеллектуалы – они умеют говорить, а привычка к анализу и рефлексии делает рассказ о любовной истории своеобразным «исследованием» событий и переживаний. Отношения мужчины и женщины, развивающиеся по самым разным сценариям, со всеми их рискованными поворотами и, как правило, неожиданным финалом – неисчерпаемая тема, и Вишневский раскрывает ее по-своему.

Заслуженный артист России Всеволод Чубенко признается, что давно думал о постановке спектакля по его текстам. В 2013 году Януш Вишневский побывал в Вологде в рамках акции «Польская культурная весна» – тогда и состоялось знакомство артиста и писателя, который с готовностью дал добро на создание сценической версии его произведений. Для спектакля были отобраны пять рассказов: «О лжи», «Рейтинг эмоций», «Любовница», «Anorexia nervosa» и «Менопауза». Автор разрешил свободно их компоновать, и Всеволод Чубенко выстроил из разрозненных фрагментов целостное драматическое действие.

Впрочем, о действии как таковом в данном случае говорить сложно: ведь «Любовница» – моноспектакль, в котором один актер концентрирует в себе все характеры и сюжеты, а сюжетов несколько, и каждый из них имеет свою тональность. На вопрос о том, как происходит постоянное перевоплощение, Всеволод Чубенко отвечает: «Понятия не имею! Но точно знаю: если ты понимаешь, что хочешь сказать зрителю – не просто какой текст произнести, а донести что-то очень важное – то всё происходит само собой». В итоге перед зрителем действительно возникают совершенно разные люди, причем, смотря на одного и того же артиста, «видишь» даже их внешность. Интересно, что женских монологов в спектакле намного больше, чем мужских, но и это в исполнении актера-мужчины смотрится удивительно органично, и «слышишь» ты именно женскую историю.

В спектакле использован популярный сейчас прием – проекция на экран сменяющих друг друга «картинок». Сменяющие друг друга репродукции известных полотен не просто компенсируют минимализм декораций (из которых только письменный стол с канцелярскими принадлежностями и стулья) – они создают иллюзию диалога. «Картины – в основном это полотна Пикассо – не иллюстрации к спектаклю. Это странные «изломанные» женщины, каждая со своей внутренней болью. Мне кажется, созерцание этих полотен расширяет ряд ассоциаций, – рассуждает Всеволод Чубенко. – С одной стороны, у зрителя идет свое «кино» в голове, а с другой – ему предлагается пофантазировать еще и над этим изображением».

Музыка, звучащая в спектакле, – старинное польское танго. По словам Чубенко, это музыка с настроением: как любое танго, оно и чувственное, и загадочное, в нем есть и юмор, и шарм. В рассказах, положенных в основу спектакля, есть горькие, трагические ситуации, а есть и просто драматичные, местами даже забавные моменты. Музыка служит сигналом смены эмоции, дает зрителю «выдохнуть» и переключиться на новую историю. 

Теги: Всеволод Чубенко
Светлана Гришина

Новости по теме